Большую работу по выделению и анализу эвристических приемов проделал известный математик Д. Пойа. Автор выделяет четыре фазы решения творческой задачи и распределяет эвристические приемы по этим фазам.
На первой, начальной фазе решения проводится анализ условия, выяснение данных и требований. К этой фазе автор относит такие приемы, как:
- исследование данных задачи (достаточны ли они, или недостаточны, или противоречивы);
- построение чертежа, введение обозначений и переформулировка задачи;
- развертывание определений (заменить термины их определениями»).
Вторая фаза решения задачи - составление плана решения. К этой фазе автор относит следующие приемы:
- решение от конца к началу;
- использование аналогичных, вспомогательных задач (частных или общих задач);
- введение вспомогательных элементов (неизвестных, более близких к искомому).
Третья фаза заключается в осуществлении плана решения. Для этого необходим:
- контроль каждого шага;
- доказательство правильности каждого шага.
На четверном этапе происходит изучение полученного решения. На этом этапе осуществляется:
- проверка результатов;
- проверка хода решения;
- поиск другого способа получения результата;
- использование полученного результата и метода решения.
Ясно, что к эвристическим приемам, мы можем отнести методы и приемы первой и второй фаз.
О.К. Тихомиров выделяет две начальные фазы в процессе решения творческих задач: фазу нахождения решения и фазу его проверки. Первая фаза включает следующие этапы:
1) «начальное обследование ситуации», т.е. ознакомление с составом элементов, установление элементов, установление функциональных связей между элементами, установление конфликта - всесторонний анализ ситуации;
2) подготовка попытки;
3) проигрывание попытки;
4) переобследование ситуации при недостижении цели;
5) новые попытки в том же составе.
Как видно, этапы 2-5 представляют собой фактически приемы работы с гипотезами: выдвижение, проверка, анализ.
Особое значение формирования эвристических приемов у школьников отмечает Ю.Н. Кулюткин. Автор пишет: «Усвоение школьником обобщенных связей и зависимостей внешнего мира, переход от конкретного к абстрактному составляет главное условие развития творческого мышления. Вместе с тем чрезвычайно важно формировать у учащихся и сами приемы вычленения отношений (эвристики)». Ю.Н. Кулюткин выделяет следующие разновидности эвристик:
1. Прием упрощения (временной редукции) некоторых отношений и связей между объектами. Этот прием в зависимости от содержания задач можно проводить двумя разными путями.
а) Если в задаче определяется система одновременных взаимодействий между различными составляющими, то упрощение заключается в предварительном «разведении», дивергенции этих взаимодействий.
б) Если в задаче определяется система последовательных воздействий, то упрощение заключается в конвергенции, «сокращении», «укрупнении» отдельных этапов.
Понятно, что в обоих случаях упрощение носит временный характер, и производится для того, чтобы построить некоторую исходную гипотезу. Как только исходная гипотеза возникает, на задачу вновь накладываются ограничения.
2. Прием переформулирования - временный отказ от определенности какой-то одной формулировки, продуцирование ряда тождественных формулировок.
3. Прием решения «от начала» и «от конца» - сокращает длину последовательных преобразований сразу с двух сторон.
4. Прием «блокирования» составляющих - вначале преобразуются укрупненные «блоки», затем анализируются отношения внутри этих «блоков». Примером такого приема может служить прием замены переменной.
5. Прием использования аналогии.
Автор распределяет выделенные приемы по трем этапам решения творческих задач:
1. Анализ данных, условий и их соотношений. Появление общей идеи. Операции сопоставляются с требованиями.
2. Специализация и конкретизация общей гипотезы (идеи). Операции сопоставляются с общей идеей (в отличие от сопоставления с требованиями на 1-ом этапе).
3. Нахождение конечного результата (результат сопоставляется с требованиями).
Таким образом, на каждом этапе решения творческой задачи присутствует прием верификации (сопоставления). Общее же содержание процесса решения представляет собой временный отказ от ограничивающих условий с последующим их наращиванием.
Информация о ообразовании:
Факторы, влияющие на формирование ИСУПД школьника
В процессе становления индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников большую роль играют следующие факторы: возраст учеников, индивидуальный стиль преподавания учителя, специфика изучаемого предмета и атмосфера учебной деятельности, которая создается педагогическим коллективом ...
Зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых странах мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. ...
Особенности содержания и организации образовательного
процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...