В последнее десятилетие появился новый медицинский диагноз — «аллергия на школу». По мнению д-ра мед. наук, проф. В.Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей».
Образовательные экскурсии как форма ypoкa обеспечивают, на наш взгляд, здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни; негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:
- неподвижность за партой во время урока;
- длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоции;
- невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения;
- преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении,с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;
- использование методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих о нем отрывочные представления;
- запрещение любых движений, проявления собственной точки зрения (за это детям пишут замечания в дневник, вызывают родителей), в результате чего вырастают люди, не умеющие действовать и даже жить;
- нервно-психические нагрузки из-за оценочного общения на привычных уроках;
- книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике.
Прогулка во время образовательной экскурсии:
- освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, осанку, зрение;
- снижает шансы развития гиподинамии;
- открывает возможности для проявления эмоций;
- делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.
Многосенсорность
Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие и акте запоминания». Всему этому способствуют общении с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии, как и другие, позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно, по принципу: вижу + слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.
Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников с их предметно-действенным, наглядно-образным и эмоционально-чувственными мышлением. Для первоклассников характерны неустойчивое внимание, ограниченный лексический запас и недостаточный жизненный опыт. На уроках-экскурсиях учитель имеет больше возможностей для того, чтобы вовремя заметить эти недостатки ребят и более эффективно их преодолеть. Во время экскурсии реализуются и индивидуальные особенности так называемых кинестетов и визуалов, т.е. «деятелей» и «зрителей». Известно, что у младших школьников преобладают характеристики, присущие именно этим типам мышления.
Расширение чувственного опыта
Если рассматривать экскурсию как средство наглядности образовательного процесса, то ее главная цель - расширение чувственного опыта детей и поиск, например, математики за пределами школьного учебника и классного кабинета (в природе, человеческой деятельности). Я. Корчак говорил: «Ребенок — это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта». На образовательных экскурсиях реализуется приоритет субъективного опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Информация о ообразовании:
Способы
определения понятий
По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "и") и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "или"). Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними назы ...
Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста
В последнее время в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились новые подходы к пониманию и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую кл ...
Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательн ...