Понятие о педагогическом такте. Основные определения

Для исследования поставленного вопроса, прежде всего необходимо знание существенных признаков педагогического такта. Теоретическая опора на работы выдающихся педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили в этом контексте позволит не только выявить ценные качества присущие педагогическому такту учителя, но и раскрыть, углубить понятие о педагогическом такте.

В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.

Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:

«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».

"Такт – это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом"

«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».

Педагогический такт – это умение учителя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с учащимися в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе учащихся.

«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности учителя».

На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К.Д.Ушинский говоря, что: "Педагогический такт . есть в сущности своей не более, чем такт психологический .". Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.

Высокая степень значения морально-психологического облика учителя, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А.С. Макаренко. "Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю"

Отдельные авторы подчеркивают определяющее значение каких-либо свойств личности учителя. В такой трактовке такт характеризуется повышенной чуткостью к окружающим и умением всегда найти такую форму обращения к человеку, которая оберегла бы его чувство собственного достоинства.

Есть и более общая трактовка, сформулированная таким образом:

"Педагогический такт -это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния."

Существует множество определений педагогического такта, – выше перечислены только несколько их вариантов. Тем не менее попытка свести всё многообразие определений педагогического такта к "сухой", универсальной формуле может привести к необоснованному сужению этого понятия (например, такт как только форма вежливого обращения или такт как чувство меры). Группа из приведённых выше определений наиболее полно отражает и правильно различные характеристики этого психологического явления без тенденции к упрощению или напротив: чрезмерно расширенному его пониманию.


Информация о ообразовании:

Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучать ...

Характеристики отношение взрослых для благоприятного развития
Среду, в которой растёт и развивается ребёнок, создают, конечно, взрослые. Её важнейшей составляющей является общение взрослого с ребёнком и складывающиеся при этом стереотипы их отношений. Ясно, что среда может быть разной из-за различий в отношениях между взрослыми и детьми. Психологи пришли к вы ...

Консультация для родителей
Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию» План. 1) Рассказывание как средство обучения связной речи. 2) Приемы: а) совместное рассказывание; б) образец рассказа; в) анализ образца рассказа; г) план рассказа; д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям); е) моделирование (виды мо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru