Оказываясь лицом к лицу с подростками, чьи жизни часто уже были исковерканы судимостью, а психика несла на себе подчас неизгладимое клеймо влияния преступного мира, А.С. Макаренко осознавал, что любая педагогическая ошибка, несоразмерно грубое вмешательство в психику вчерашних малолетних правонарушителей и беспризорников может привести к трагическим последствиям. И с этой точки зрения педагогический такт выступал для него, как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности.
Такт предполагает исключительное доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», даже если есть риск ошибиться. Доверие учителя должно стать стимулом к деятельности учащихся. Тактичный педагог должен помочь ученику ощутить радость от своих усилий и успехов.
С точки зрения А.С.Макаренко – педагогический такт это нравственное поведение воспитателя, которое основывается на нормах гуманности, на способности предвидеть последствия предполагаемых действий и включает наиболее оптимальный, целесообразный путь воспитания, а также ответственность за принимаемые действия. Это достигается не использованием набора каких-либо педагогических приёмов, а образом повседневного поведения воспитателя, на примере которого у воспитанников создается впечатление чуткого, справедливого отношения к ним. И уже во всём это тактичность выступает фундаментальным требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве учителя.
Информация о ообразовании:
Понятие наглядности
Понятие наглядности в современном образовании анализируется нередко с различных точек зрения (объект, свойство, деятельность). Источником споров и расхождений является при этом не столько терминологическая несогласованность, сколько различия во взглядах на роль и место наглядности в познавательной ...
Сущность воспитания и его закономерности
Сущность воспитания. Воспитание – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию обучающихся, вхождению личности в контакт с современной культурой, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни человека. В процессе воспитания ...
Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...