Школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества, именно она может стать инициатором развития этого сообщества.
Представление о внешнем окружении, о силе его воздействия на школу и осознание сложности учета взаимодействия школы с внешней средой является необходимым условием совершенствования управления школой.
Прежде чем начать формирование социальной среды ОУ, способствующей росту гражданской активности обучающихся мы рассмотрели несколько подходов.
Можно выделить следующие подходы к анализу внешней среды:
1. Процессный подход к анализу среды, согласно которому каждая организация вовлечена в три основных процесса:
- получение ресурсов из внешней среды (вход);
- превращение ресурсов в продукт (преобразование);
- передача продукта во внешнюю среду (выход).
В качестве входа в систему школьного образования рассматриваются социальный и государственный запросы, образовательные ожидания родителей как элементы внешней среды. В результате деятельности образовательного учреждения на выходе внешняя среда воспринимает выпускника учебного заведения как человека, владеющего способами и средствами развития и сохранения в себе личности с потребностями в творческом саморазвитии.
Мы хотим видеть выпускника, обладающего следующими качествами и характеристиками:
2. Параметрический подход позволяет оценить среду по трем параметрам:
- по изменениям, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии организации;
- по угрозам для текущей стратегии организации;
- по возможностям для достижения целей организации.
Нельзя отрицать возможность применения такого подхода к изучению внешней среды образовательного учреждения. Для этого необходимо определить параметры внешней среды школы:
– изменения: перестройка микрорайона, приток беженцев, изменение социального состава в микрорайоне;
- угрозы: демографический спад, экономический кризис, экологический кризис, политический кризис;
- возможности: строительство новых жилых домов, появление в микрорайоне школы новых учреждений дополнительного образования, появление в микрорайоне школы новых культурных и спортивных сооружений.
3. Факторный подход в теории управления предполагает определение факторов среды прямого и косвенного воздействия. К факторам в среде прямого воздействия можно предположительно отнести дошкольные учреждения, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения управления образования, законодательные органы. Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. К таким факторам можно отнести уровень образованности населения, образовательный потенциал родителей и их образовательные ожидания, социокультурные факторы, отношения с внешкольными общественными организациями
В педагогике под социально – педагогическими условиями функционирования школы как педагогической системы понимают «устойчивые обязательства, определяющие ее состояние и развитие». Их принято подразделять на две основные группы: общие и специфические. К общим относят: социальные, экономические, культурные, национальные, географические. К специфическим – особенности социально-демографического состава, местонахождение школы, материальные возможности школы.
Информация о ообразовании:
Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает нав ...
Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи
Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями д ...