На сегодняшний день исследование представленности идей педагогики развития в истории образования очень актуально. В. В. Давыдов еще в 1996 г. подчеркивал значимость исследований по истории образования: “… если мы в ближайшее время получим значимые труды по истории образования, то мы сможем приступить к созданию теории образования как педагогики развития современного человека”.
Но, к сожалению, до сих пор нет серьезных работ по истории педагогики развития.
В данной главе представлено эмпирическое исследование по истории образования на предмет представленности в ней идей развития, в логике культурно-исторических эпох.
Исследовательская позиция. В истории образования нас интересовало исследование теорий образования на наличие в них только тех идей, которые непосредственно относятся к интеллектуальному, художественному, физическому, нравственному и правовому развитию человека. Нашей задачей не являлось полное освещение исторических процессов, протекавших в тех или иных культурно-исторических эпохах, представление биографий деятелей просвещения, а также полное освещение их педагогических взглядов.
Итак, можно предположить, что педагогика развития своими корнями уходит в глубокую древность.
Во 2-1 тысячелетии до нашей эры в Древней Индии существовал кастовый строй. Воспитание привилегированной касты брахманов (жрецов) предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.
Образцом наставительной древнеиндийской литературы можно считать “Бхагавад-Гиту” – памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), которая была не только священной, но и учебной книгой, написанной в форме беседы ученика с мудрым учителем. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с приведением конкретных примеров.
“Суть обучения, как следует из “Бхагавад-Гиты”, заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором, ученик поднимался к совершенству”.
К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи, систематического обучения здесь не предусматривалось. Для брахманов оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые – “упанайяна”. Не прошедшие этот ритуал презирались обществом; “они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Порядок обучения у специалиста – учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье” . Для брахманов “упанаяма” начиналась в восьмилетнем возрасте.
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека.
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной.
“Китай стоит в ряду древнейших цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования”. Основные философские школы: даосизм, буддизм и конфуцианство - сформировались в Китае к VI в. до н.э.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
“Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу всей феодальной системы образования в Китае”.
На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей. Он считал, “что развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня”. Главной целью образования, как считал Конфуций, является воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека “Он считал, что обучать и воспитывать надо всех людей и был против того, чтобы воспитание было уделом и удовольствием благородных (аристократов). Каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным. Правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно культивировать гуманность и добродетель”. Воспитанный человек отличается вежливостью и уважением к людям.
Информация о ообразовании:
Изменение роли школы в условиях модернизации образования
Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа ...
Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...
Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме: Организационный момент. Вводная часть - до 1 часа: 1.1. Проверка посещаемости. 1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и ...