Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 3

Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которую в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждало бы развитие близорукости и искривление позвоночника. Необходимо, чтобы дети сидели за столом правильно. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк утомляет глаз. Наклон же крышки облегчает работу. Тетрадь должна лежать против средне линии туловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо или влево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всего корпуса.

Закономерности динамики умственной работоспособности

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальной работоспособности); переутомление (период компенсаторной перестройки); утомление.

Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В это время она неустойчива, эффективность ее не очень высока.

Оптимум - время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат. В этот период снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Это самый продуктивный этап учебной работы, но не очень продолжительный.

Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходимы пауза, разгрузка, смена видов деятельности, что позволяет продлить время эффективной работы. Этот период характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. За этим неизбежно следует утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма. Оно возникает и при длительной, и при интенсивной работе. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, особенно если работа увлекательна и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает, и в какой-то момент наблюдается резкое снижение работоспособности. Тогда ребенок отказывается от работы («Больше не могу!»).

Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста (чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление), от состояния здоровья (у больного ребенка низкая, неустойчивая работоспособность, быстро наступает утомление), от организации учебного процесса (вспомним о соответствии методик: если методики обучения не соответствуют возможностям детей, утомление наступает резко, период оптимума сокращается), а также от тактики учителя, расписания и т. п.

Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Среднее профессиональное образование: тенденции развития в российской федерации
В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях им ...

Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие людей, приспособление ч-ка к ч-ку в совместной учебе, работе, на отдыхе. Это не просто обмен инф-ей, а совместная дея-ть направленная на реализацию целей взаимовлияния др. на др-а. результат такого общения изменение поведения и дея-ти др-х людей. Совместная дея-ть людей п ...

Географическая конференция «Сокровищам Земли надежную охрану»
В рамках Недели географии в школе можно организовать географическую конференцию. Ее организуют для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету. Занятия строят на основе добровольности, самостоятельности и творческой активности самих школьников. Эффективность этой работы во многом ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru