Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Страница 1

Цель формирующего эксперимента - определение путей коррекции формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

Анализ констатирующего эксперимента показал, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико - фонематических процессов:

1 - я группа - низкий уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.

2 - я группа: - средний уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.

3 - я группа - хороший уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать методику коррекции формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

2. Выявить особенности логопедической работы по формированию формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

3. Проанализировать результаты проведённого формирующего эксперимента по коррекции произносительной стороны речи у детей с ДЦП.

Был разработан план коррекционных мероприятий по устранению дефектов произносительной стороны речи у детей с ДЦП у каждой из подгруппы, применяя средства тактильно - проприоцептивной стимуляции (дифференцированный логопедический массаж, стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры, массаж язычной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика); развитием чётких артикуляционных кинестезий (активная, пассивная артикуляционная гимнастика); подключением двигательно-кинестетического (тактильный контроль) и слухо-зрительно-кинестетического контроля (слуховой контроль, зрительный - используется зеркало, тактильный контроль).

Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, мы подобрали и систематизировали практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.

Формирующий эксперемент проводился по нескольким направлениям:

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие общей моторики и двигательной координации.

4. Нормализация голоса и речевого дыхания.

5. Развитие сенсорных способностей

6. Формирование произносительной стороны речи.

Приведём примеры упражнений по каждому направлению работы.

1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)

Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.

Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)

Открыть рот и закрыть.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Открыть рот и закрыть.

Надуть щеки и расслабить.

Открыть рот и закрыть.

Движения нижней челюсти вбок.

Открыть рот и закрыть.

Втянуть щеки и расслабить.

Открыть рот и закрыть.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо, гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)

Надувание обеих щек одновременно.

Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость.

Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц
«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель). Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли. Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание ...

Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...

Игровые приемы и упражнения, разработанные Князевой А.Б. и Сидорчук Т.А
1. Игра «Путешествие на машине времени» Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования. Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будуще ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru