Перед наукой и практикой стоит задача развития категории конкурентоспособности применительно к образовательному учреждению. Практика требует гласного общедоступного мониторинга конкурентоспособности образовательных учреждений.
Образованию в настоящее время не хватает государственных средств, но их можно найти на мировом рынке образовательных услуг. В этом смысле образование можно рассматривать как одно из фундаментальных оснований благополучия государства.
Таблица 1. Заработная плата в России в системе образования
Год |
Расходы федерального бюджета, млрд руб. |
Год |
Расходы федерального бюджета, млрд руб. |
1997 |
17.9 |
2009 |
389.1 |
1998 |
18.1 |
2010 |
452.1 |
1999 |
21.3 |
2011 |
529.1 |
2000 |
29.8 |
2012 |
598.7 |
2001 |
40.1 |
2013 |
603.7 |
5 декабря 2011 года Дмитрий Медведев заявил, что "консолидированные расходы на образование - 2 100 миллиардов рублей. При этом в 1999 году они (расходы) были около 10 миллиардов рублей". Планировалось, что в 2011 году объем средств федерального бюджета по разделу "Образование" составит 495,8 миллиарда рублей .
Таким образом, политика государства в области образования может получить дополнительные стимулы к развитию, если в нее включить следующие направления деятельности:
1) признание в качестве основного показателя развития образовательного учреждения конкурентоспособность на четырех "уровнях": населенного пункта, региона, России в целом, а также на мировом рынке образовательных услуг;
2) уточнение, на какой рынок будет ориентирована система образования: на внутренний или на мировой с целью получения недостающих средств для развития и более того - для получения дополнительных государственных доходов. Эта деятельность возможна при активной поддержке государства, в частности, целесообразно создать соответствующие структуры в министерстве иностранных дел, а также в других государственных органах, помощь которых необходима;
3) изменение в существующих программах подпрограмм повышения качества образования;
4) более активное включение в образовательный процесс родителей и обучающихся с помощью упорядочения взаимоотношений образовательного учреждения с обучающимися на основе письменного договора. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную базу: в Закон РФ "Об образовании" можно включить главу "Договор об образовании";
5) признание определения уровня обязательного образования для граждан РФ основным вопросом государственной политики в области образования;
6) принятие в первоочередном порядке следующих федеральных законов в области образования (проекты которых давно подготовлены): о дошкольном образовании; о школьном образовании; о начальном профессиональном образовании; о среднем профессиональном образовании; о специальном образовании; о дополнительном образовании; о послевузовском образовании;
7) модернизация координационной деятельности всех госорганов для обеспечения рынка труда профессиональными кадрами;
8) признание недополученной зарплаты педагогам с 1992 г. до 2005 г. внутренним долгом государства, определение его размера по каждому педагогу, порядка и сроков его возвращения;
9) изменение положения педагога в образовательном процессе путем предоставления каждому педагогу условий для отдыха и творческого труда, например, отдельного кабинета (для этого можно отвести верхние этажи школ), персонального компьютера с выходом в Интернет, изменения социального и бытового положения педагога: каждому педагогу один раз в 3 года предоставлять путевки для отдыха и лечения; педагогам после пяти лет работы предоставлять жилье в кредит на двадцать лет. Если, не проработав двадцати лет, педагог уйдет из системы образования, то он обязан возвратить непогашенную часть ссуды по суду; оплачивать проезд педагогов на общественном транспорте за счет местных бюджетов; обеспечивать повышение квалификации педагогов ежегодно продолжительностью как минимум 72 часа.
Информация о ообразовании:
Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века
Художественное образование -рассматривается как часть художественной культуры. Детский рисунок является частью худ. культуры, а ребенок -действующим лицом культурного процесса Рассмотрение детского рисунка в историческом аспекте, как феномен худ. культуры. предпологает:1-его анализ с точки зрения с ...
Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность
Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны ли ...
Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и
субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со ...