Обратимся к психологической литературе и выясним основные положения концепции формирования научных понятий.
В учебном пособии говорится о невозможности передачи понятия в готовом виде. Ребёнок может получить его лишь в результате своей собственной деятельности, направленной не на слова, а на те предметы, понятие о которых мы хотим у него сформировать.
Становление понятий – это процесс формирования не только особого образца мира, но и определённой системы действий. Действия, операции и составляют психологический механизм понятий. Без них понятие не может быть ни усвоено, ни применено в дальнейшем к решению задач. В силу этого особенности сформированных понятий не могут быть поняты без обращения к действиям, продуктом которых они являются. И необходимо формировать следующие виды действий, используемых при изучении понятий: [20]
Действие распознавания используется, когда понятие усваивается для распознавания объектов, относящихся к данному классу. Данное действие может быть применено при формировании понятий с конъюнктивной и дизъюнктивной логической структурой.
Выведение следствий.
Сравнение.
Классификация.
Действия, связанные с установлением иерархических отношений внутри системы понятий, и другие.
Рассматривается в также роль определения понятия в процессе его усвоения. Определение – ориентировочная основа для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый. Так, получая определение угла, ученик может теперь анализировать различные предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них признаков угла. Такая реальная работа создаёт в голове ученика образ предметов данного класса. Таким образом, получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятия.
Второй шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах.
Третий шаг состоит в том, чтобы научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами. Если это не обеспечено, то в одних случаях ученики будут опираться на свойства, которые они сами выделили в объектах, в других случаях дети могут использовать только часть указанных свойств; в-третьих – могут добавить к указанным определениям свои.
Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий
Наличие адекватного действия: оно должно быть направлено на существенные свойства.
Знание состава используемого действия. Например, действие распознавания включает: а) актуализацию системы необходимых и достаточных свойств понятия; б) проверку каждого из них в предлагаемых объектах; в) оценку полученных результатов.
Представленность всех элементов действий во внешней, материальной форме.
Поэтапное формирование введённого действия.
Наличие пооперационного контроля при усвоении новых форм действия.
Н.Ф. Талызина подробно останавливается на поэтапном формировании понятий. После выполнения 5-8 заданий с реальными предметами или моделями учащиеся без всякого заучивания запоминают и признаки понятия, и правило действия. Затем действие переводится во внешнеречевую форму, когда задания даются в письменном виде, а признаки понятий, правила и предписание называются или записываются учащимися по памяти.
В том случае, когда действие легко и правильно выполняется во внешнеречевой форме, его можно перевести во внутреннюю форму. Задание даётся в письменном виде, а воспроизведение признаков, их проверку, сравнение полученных результатов с правилом учащиеся совершают про себя. Вначале контролируется правильность каждой операции и конечного ответа. Постепенно контроль осуществляется лишь по конечному результату по мере необходимости.
Если действие выполняется правильно, то его переводят на умственный этап: учащийся сам и выполняет, и контролирует действие. Контроль со стороны обучаемого предусмотрен только за конечным продуктом действий. Помощь обучаемый получает при наличии затруднений или неуверенности в правильности результата. Процесс выполнения теперь скрыт, действие стало полностью умственным.
Информация о ообразовании:
Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие людей, приспособление ч-ка к ч-ку в совместной учебе, работе, на отдыхе. Это не просто обмен инф-ей, а совместная дея-ть направленная на реализацию целей взаимовлияния др. на др-а. результат такого общения изменение поведения и дея-ти др-х людей. Совместная дея-ть людей п ...
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.
Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...
Сущность профориентационной работы
В первом параграфе мы раскроем цели, основные задачи и группы методов профориентационной работы. Прежде, чем перейти к рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация». По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономически ...