В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах.
Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:
- какие-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;
окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;
- основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).
Знакомство с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между тем в беседах воспитатель непременно акцентирует внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб “столицы” района, округа, области.
В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.
Блок “Широка страна моя родная”
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.
Разработанная в детском саду система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики восприятия детей 6-7 лет.
Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб. В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.
Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.
Следующий этап работы - объяснение изображения на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.
Информация о ообразовании:
Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...
Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...
Трудолюбие как цель народного воспитания
Трудолюбие - склонность, любовь к труду; черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолю ...