Специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект и более высокий в период взлета того или иного двигательного качества.
Несомненно, что эффект от занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятиях учащихся по заданиям учителя или тренера, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных способностей. Более полное представление об этом вопросе дадут таблицы, на которых обозначены возрастные этапы для мальчиков и девочек, когда происходит прирост различных двигательных способностей.
В течение первого года пребывания детей в школе, не является сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей . Увеличение объема двигательной деятельности в режиме дня первоклассников дает прирост лишь 10-20%.
По данным З.И. Кузнецовой, наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей.
С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причем скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на вело станке достигает мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.
Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырех месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающего его.
Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.
Статистическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период – с 8 до 10 лет. Статистическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год менструального цикла; у мальчиков – только в предпубертатный период, с 8 до 11 лет.
Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В дальнейшем эти периоды с возрастом изменяются незначительно.
Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счет интенсивного прироста с 9 до 1 лет).
Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет – 54-62%, 10 лет – на 40-50% в течение одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.
З.И. Кузнецова подчеркивает, что в период полового созревания, выносливость к физическим нагрузкам, как правило, увеличивается. И если даже удается повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект держится недолго. Более четко это выявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а по биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной клетки); выносливость стабилизуется к моменту появления половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не установиться «гормональное равновесие».
В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек – преимущественно в период с 8 до 11 лет.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, не потому, что им мешает плохая техника движения, а главным образом, ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведенные данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определить дозировку физической нагрузки.
Информация о ообразовании:
Значение педагогики НХТ
Одним из реальных путей осуществления массового художественного воспитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синк ...
Наглядность как принцип обучения с точки зрения
различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...
Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрица ...