Один из центральных вопросов дидактики Гербарта – вопрос о роли интереса в процессе обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. “Обучение многостороннему интересу есть воспитание гуманизма”.
Гербарт полагал, “что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил – нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения – как цель, лишенная средства”.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог- демократ. “Дистервег был наиболее последователен в реализации передовых идей буржуазной педагогики в отношении начальной (народной) школы и подготовки учителей для нее. Среди этих идей необходимо в первую очередь назвать следующие: все люди первоначально равны между собой и способны к обучению; целью воспитания должно быть формирование всесторонне развитой личности; образование должно быть общедоступным”.
“Концепция человека, выдвинутая Дистервегом, может быть кратко охарактеризована следующим образом: человек обладает способностью к развитию и самосовершенствованию, его отличает специфически человеческая деятельность как смысл существования и условие развития. Выдающийся педагог верил в силу человеческого разума и диалектическую взаимосвязь мысли и действия, он верил в благотворную основу природы человека”.
Принцип развития личности становится стержневым положением его педагогической теории. Согласно Дистервегу, принцип развития соответствует принципу свободы в том смысле, что требует для каждого возможностей развивать свои способности и индивидуальные склонности.
“Дистервег выступал с идеей общечеловеческого воспитания, протестуя против сословности и уделяя при этом огромное внимание самодеятельности, т.е. активности и инициативе самого ребенка. С этой точки зрения он рассматривал труд как неотъемлемый составной элемент воспитания и обучения, как важнейшее средство формирования “я” человека”.
Дистервег является автором множества учебных пособий для учителей, создателем учительских семинарий. Дистервег говорил учителям: “Заставь ученика работать, работать самостоятельно, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывая из себя стойкого человека” .
“… из юноши может выйти толк лишь благодаря напряжению его сил, и что высшая задача воспитателя состоит в стимулировании воспитанника к выработке собственного “я”.
Дистервег говорил, что учитель должен не только “приохотить” ученика к ученью, но всегда использовать его силы, возбуждать его деятельность и так с ним обращаться, чтобы ученик не мог допустить даже мысли о том, что он посещает школу не для работы, а с какой-либо иной целью.
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года.
“Среди самых блестящих имен XIX в., составивших гордость и славу России, имена А. С. Пушкина, И. И. Пущина, А. М. Горчакова, А. А Дельвига, М. А. Корфа … Все они воспитанники Царскосельского лицея (1811-1817) – первого его выпуска. Трудно найти еще какое-либо учебное заведение, которое бы взлелеяло столько исключительных личностей”.
Лицей был закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.
“Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений… Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на “вы”. Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее.
Информация о ообразовании:
Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в
средней общеобразовательной школе
Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Он ...
Равенство векторов
Договорившись, что такое направленный отрезок, можно дать определение равных направленных отрезков. Направленные отрезки называют равными, если: 1) они лежат на одной прямой или на параллельных прямых; 2) их направления одинаковы; 3) их длины одинаковы. Равенство направленных отрезков должно понима ...
Методы изучения самооценки у
детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы: 1) Метод тестовой диагностики – «С ...