Руссо считал, что умственное воспитание может начаться не раньше 12 лет. Период от 3 до 12 лет есть период воспитания чувств, т.е. развития органов восприятия и накопления чувственного опыта, без которого, по мнению Руссо, деятельность ума лишается всякого содержания.
Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени”.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог–демократ – внес огромный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. “Песталоцци развивал лучшие гуманистические и демократические традиции западноевропейской педагогики. Главную задачу воспитания он видел во всестороннем развитии ребенка. Он проповедовал соединение образования с производительным трудом, а также рассматривал труд как важнейшее средство формирования личности”.
Песталоцци рассматривал воспитание как основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах. Выступая против эксплуатации детского труда в школах, отвергал однообразный механический труд, разрушающий физические и умственные способности и нравственные силы детей.
Песталоцци выдвинул следующие принципы:
1) “положительное воздействие на ребенка оказывает детский труд лишь при условии, если ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи”.
2) “Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития”.
3) Обучение должно иметь развивающий характер и “вырабатывать всего человека”, т.е. воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, вооружить его необходимыми для жизни умениями и навыками.
Целью воспитания у Песталоцци является гармонически развитая личность. Он считал, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их “ум, сердце и руки”.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, которая подразделялась на теорию умственного, физического и нравственного развития. “Назвав свою теорию образования элементарной, Песталоцци имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным. Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности”.
Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении, “в значительной мере раскрыв роль наглядности в обучении и развитии у детей логического мышления”.
Впервые выдвинул идею использования детского сообщества как существенного фактора нравственного развития.
Песталоцци считал, что обучение и воспитание должны осуществляться гармонично, в неразрывной связи. “В противном случае неизбежно одностороннее развитие сил и способностей и – как результат – нравственная черствость, эгоизм”.
Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую, особенно немецкую, педагогику.
Иоганн Фридрих Гербарт (1746 – 1841) - философ, психолог, педагог. Последователь Песталоцци. Он считал, что педагогика мыслима только в научной форме.
“Идея воспитательного обучения, являющаяся центральной в педагогической системе Гербарта, основывается на опыте и философском размышлении… Гербарт делает различие между воспитанием и обучением. Под “воспитанием” понимается формирование характера с целью усовершенствования личности. “Обучение” знакомит с миром, сообщает новые знания, развивает существующие способности и прививает полезные навыки. Реформы педагогики Гербарта в корне изменили соотношение между воспитанием и обучением”.
Правильное обучение – вот единственно надежное средство успешного воспитания, считал Гербарт.
“Обучение ведет, прежде всего, к правильному “восприятию мира” и людей. “Восприятие” мира, приобретаемое благодаря обучению, служит не только для передачи знания и формирования склонностей и навыков, но прежде всего и главным образом должно способствовать развитию “нравственной интуиции” и “укреплению характера”.
“…воспитывающее обучение только тогда будет успешным, когда его “методы” не посягают на личность ученика, откуда следует, что к методике обучения должны предъявляться самые высокие требования”.
Информация о ообразовании:
Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...
Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса
Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса : специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке ; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса ...
Основные задачи психологав школе
Осн зад псих-га в школе явл псих-ое обес-ие пед-ой деят-ти. Необ-мо выд-ть 2 страт-ии псих-ой деят-ти в школе: ПК и проектирование. Проек-ие предпол-т прогнз-е будующей сит-ии на основе знания её псих-го содер-ия. Кон-е- решение конк-х задач в уже слож-ся сит-ии, помощь в адаптации к ней. Спец-ка р ...