Форма организации п/о - способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебной (учебно-производственной) деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью мастером, а также структуру занятий.
Классификация форм п/о:
По организации процесса п/о формы делятся на:
1) Урочные.
2) Неурочные.
Урочная форма п/о применяется как правило в учебных мастерских. В условиях производства она малоприменима, поэтому используются и неурочные формы п/о, такие как:
1) Обучение обучающихся в составе ученических бригад.
2) Обучение обучающихся в составе бригад квалифицированных рабочих.
3) Индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим.
4) Производственные экскурсии.
5) Выполнение обучающимися домашних заданий.
По организации учебно-производственного труда обучающихся формы бывают:
1) Фронтально-групповая.
2) Бригадная (звеньевая).
3) Индивидуальная.
Труд мастера п/о организуется в формах:
1) Закрепление мастера за учебной группой (или группы за мастером).
2) Закрепление мастера за учебной мастерской.
3) Бригада мастеров.
4) Мастер-преподаватель.
5) Два мастера, закрепленных за группой или мастерской.
Методы п/о - упорядоченные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональных ЗУН, формируется их мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Классификация методов п/о:
По источникам информации методы п/о делятся на:
1) Словесные.
2) Наглядно-демонстрационные.
3) Практические.
4) Методы проверки ЗУН.
Словесные методы в п/о являются вспомогательными. Выделяют следующие словесные методы п/о:
а) Рассказ-объяснение.
б) Беседа.
в) Письменное инструктирование.
г) Работа обучающихся с технической документацией и литературой.
Виды наглядно-демонстрационных методов п/о.
1) Показ приемов трудового действия.
2) Демонстрация наглядных пособий.
3) Применение ТСО.
4) Самостоятельные наблюдения обучающихся.
Виды практических методов п/о.
1) Упражнения (основной метод п/о)
Упражнения - многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случаи количества повторений, воспроизведений) в качества, которое характеризуется совершенствование знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.
Основные требования к упражнениям:
1. Упражнения – это не только повторения, но и обязательное движение вперед. Каждое упражнение – это очередной шаг в овладении профессией.
2. Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и производственную – что. Как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели эти должны тесно сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели.
3. Упражнения проводятся под руководством мастера производственного обучения.
4. Выполняя упражнения, обучающийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий. Он должен четко знать, «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные задания.
5. Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности обучающихся.
6. В процессе упражнений обучающиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования).
Информация о ообразовании:
Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...
Развитие внимания в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавател ...
Музыкальная речь
музыкальный восприятие дошкольный педагогический До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной ...