Педагогическая мысль в конце XIX – начале XX в

Страница 1

Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) отвергал старую школу. Настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. “… что лучше - дать ребенку готовый ответ на какой-нибудь вопрос или помочь ему самому собственными усилиями выбрать ответ на этот вопрос? Для развития ребенка, для развития его духовных сил, для развития в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самостоятельно добиваться от нее ответов на поставленные вопросы – лучше последнее. Как могут развиться духовные силы, если они не будут упражняемы, если ради воображаемой экономии их мы будем их тщательно оберегать от всякого труда.… А самый лучший способ для этого – не знакомить их догматически с теми результатами, которых достигло человечество на трудном, тяжелом пройденном им пути, а дать им возможность повторить самим в сокращенном виде этот путь, пережить его, так сказать. Подобно тому, как человечество на протяжении этого пути искало, творило, создавало, открывало, так дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать. Тогда только они подготовятся к продолжению духовной работы, совершаемой человечеством, с того именно пункта, на котором эта работа остановилась” .

Особое место в самостоятельном творчестве ребенка Вентцель отводил ручному труду.

“Отвергая авторитарное воспитание, Вентцель противопоставлял ему иную педагогическую систему: “ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное сообщество”, которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах” .

П. Ф. Каптерев (1849 – 1921) - теоретик и историк воспитания и образования. Подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. “По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются “обобщением личного опыта”.

Каптерев считал, что нельзя найти более сильного средства, возбуждающего умственную самодеятельность, чем эвристическое обучение.

Эвристическое обучение по Каптереву это:

1) такая форма обучения, по которой “научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид этой формы в народной школе вопросно-ответный. Вопросы - наводящие по преимуществу” .

2) эта форма обучения, “… правильно поставленная, т. е. неразрывно связанная с элементарным наглядным обучением, вполне сообразна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе. Сведения она дает медленно, но зато основательно, так что в результате она ничего не проигрывает даже по отношению к количеству сведений”.

3) “по своему необыкновенно сильно возбуждающему и развивающему умственные силы влиянию, есть одно из важнейших средств, которыми располагает народная школа для выполнения своей миссии, – просвещение народа”.

Каптерев поддерживал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала. Он писал, что развитие “есть такое изощрение и усовершенствование способностей, которое делает их пригодными для самой различной работы. Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, и таким образом, сообщают уму гибкость, подвижность, как бы оттачивают и шлифуют его” .

В трудах Каптерева имеются мысли о необходимости соблюдать принципы воспитывающего обучения, учитывать психологические особенности детей, сочетать гуманитарное и естественнонаучное образование в гимназии, налаживать связи в обучении, особенно между “родственными” дисциплинами и др.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...

Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно: •построить цел ...

Технологии получения информации
Источник информации – первый элемент информационной метамодели образовательного процесса. Каждый тип источника информации как элемент системы характеризуется определенными свойствами и функциями. Свойства источника информации: - тип носителя информации (биологический, механический, оптический, магн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru