Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей

Статьи по педагогике » Методы обучения и система образования » Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей

Страница 1

Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Существует несколько классификаций методов обучения.

В 20-е годы Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении могут быть только исследовательский метод и метод готовых знаний.

Некоторые дидакты (Петровский, Голант) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся они выделили три группы методы: словесные, наглядные и практические.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разработали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности уч-ся:

- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

- репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму программирование,

- проблемное изложение изучаемого материала,

- частично-поисковый, или эвристический метод,

- исследовательский метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения разделил на три группы:

- методы организации и осуществления УПД,

- методы стимулирования и мотивации УПД,

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД.

Но в дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова:

- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрация и демонстрация при устном изложении изучаемого материала;

- методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные рабаты;

- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;

- методы проверки и оценки ЗУН уч-ся: повседневное наблюдение за работой уч-ся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Рассказ и объяснение учителя. Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизация познавательной деятельности учащихся, носит описательный характер. Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция – это метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Беседа – учитель путем умело поставленных вопросов побуждает уч-ся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Методы иллюстрации и демонстрации. Сущность состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядные пояснения, или же демонстрирует то или иное учебное пособие.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику.

Лабораторные работы – уч-ся под руководством учителя и по намеченному плану проделывают опыты и выполняют определенные практические задания и в процессе этого осмысливают новый материал.

Метод упражнений. Уч-ся производят многократные действия, т.е. тренируются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают умения и навыки.

Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Учитель ставит уч-ся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Проверка домашних работ уч-ся. Позволяет изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения знаний, наличие пробелов, степень самостоятельности при выполнении д/з.

Т.к. понятие метода многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом процессе учебной деятельности всегда сочетаются несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон один и тот же педагогический процесс.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно: •построить цел ...

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru