Развитие внимания в подростковом возрасте

Статьи по педагогике » Культурное развитие внимания » Развитие внимания в подростковом возрасте

Страница 1

Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений. Он рвется к деятельности, к широкой ориентировке в еще не достаточно знакомой ему жизни.

В связи с некоторой импульсивностью, присущей данному возрасту, подростку трудно управлять вниманием, но все же навыки произвольно направлять и поддерживать его продолжают развиваться в этот период. Подросток может заставлять себя быть внимательным при выполнении неинтересной для него работы, в особенности тогда, когда его интересует хотя бы и отдаленный результат его труда. При наличии умелого руководства со стороны воспитателя подросток постепенно сам начинает работать над воспитанием у себя произвольного внимания.

Одна из особенностей внимания у подростка – умение управлять внешним выражением внимания. Если по лицу и позе младшего школьника учитель легко замечает, внимателен ребенок или нет, то подросток неплохо умеет делать вид, что сосредоточен на работе (в особенности на слушании того, что говорится в классе), в то время как в действительности его мысли могут быть очень далеко от нее.

Внимание подростков связано с возникающей у них дифференциацией интересов. Некоторые подростки лучше сосредоточиваются на физическом труде, другие – на умственных занятиях. На одних уроках, при занятиях интересующим его предметом, подросток может быть очень внимательным, на других уроках, во время изучения других учебных дисциплин, его внимание может сосредоточиваться с трудом и нередко бывает предметом постоянного беспокойства учителя.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает уже высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогает произвольно направлять и поддерживать внимание. Хотя привычка быть внимательным во время работы развивается уже у младшего школьника и подростка, в юношеском возрасте она достигает высокого уровня, и старший школьник значительно легче сосредоточивает внимание даже на неинтересном или трудном для него деле.

Если младший школьник наиболее внимателен к ярким фактам и с трудом сосредоточивается на чем-либо отвлеченном, абстрактном; если и подросток все еще отдает предпочтение наглядному и конкретному, хотя уже может вникать и в обобщения, выводы, то юноша в состоянии удерживать внимание и тогда, когда речь идет об абстрактных, теоретических положениях, непосредственно не подкрепляемых наглядным, конкретным. В то время как для привлечения внимания у детей и подростков большое значение имеет форма и подача материала, у старших школьников она уже не играет такой роли, и сейчас особенно выступает значение содержательной стороны преподавания.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Педагогические выводы
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом орга ...

Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц и поговорок
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах, поговорках. Проиллюстрируем это на примере афоризмов народов Дагестана. У народов Дагестана возникновение и первоначальное развитие идей и традиций трудового воспитания подрастающего покол ...

Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru