Пластическое интонирование

Страница 2

Так, по словам В.В. Медушевского, утончается интонационный слух и обретает гибкость интонационное мышление. При этом легко понять субъективный характер чувства, обусловленный интонационным опытом человека. Знать в искусстве, по мысли К.С. Станиславского, означает уметь. Знания в искусстве можно трактовать как опыт эмоционально-оценочного отношения к миру, умение погружаться в произведение искусства, исполнительски интерпретировать его.

Таким образом, проблема развития восприятия теснейшим образом связана с отношением к знанию. В педагогическом лексиконе постоянно присутствует термин «знание», но использование его бывает различно. В музыкально-педагогической практике распространено отношение к нему как к формализованному элементу, понимаемому в узко прикладном значении. Вместе с тем своё развитие получила точка зрения, согласно которой знание рассматривается в связи со специфическими особенностями музыкального искусства в широком жизненно-художественном контексте – «разуметь, постигать, понимать».

Иначе говоря, знание как точность формулировок или знание как чувство музыки, ощущение её закономерностей, с позиций которых происходит осмысление художественного произведения, личностная его трактовка, когда каждый имеет право выразить своё собственное отношение. Первое предполагает точность, однозначность ответов, суждений детей, второе – смысл, понимание данного явления детьми, направление их мысли, форма выражения которых может быть самой различной.

Одно дело – формирование звуковысотных представлений, когда специальной задачей ставится, например, освоение какого-либо интервала. Другое дело, когда дети проникают в смысл интонации, например, интонация жалобы, стона, плача, звуки рядом, нисходящая интонация, интервал секунда. В любом случае знание в общепринятом смысле как знание теоретическое формируется, но музыкально-слуховые представления при этом принципиально различны. Во втором случае они богаче, значимее сугубо теоретического понятия интервала секунды. Они включают в себя осознание эмоционального переживания, выразительности образа. Звуковысотные представления встраиваются в представления интонационно-образные, анализ основан на параллельном освоении звукового и смыслового плана. Внимание школьников к интонационной форме, в которой смыкается жизненный и специфически музыкальный опыт, способствует развитию целостности и дифференцированности слышания в их одновременности.

Это – собственно интонационное постижение музыки, которое обусловлено восприятием целого и может проявляться в любом разделе занятия, будь то хоровое пение, освоение нотной грамоты и др. Оно определяет работу над произведением, предлагаемым как для слушания, так и для вокально-хорового исполнения. Музыкальная активность детей при неоднократном возвращении к произведению становится важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания, его прочности, способствует глубине понимания художественного образа.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании памяти и внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными и запоминать нужн ...

Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств
Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике б ...

Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования
Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая групп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru