Экскурсии - одно из важнейших мероприятий, которое можно организовать в период географической недели в школе. Это форма организации мероприятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии познавательной самостоятельности. В традиционной программе по географии, по которой многие годы работали школы, были предусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в природу. Цель этих экскурсий - закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.
Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Учителями географии накоплен богатый опыт организации учебных и вне учебных экскурсий по географии, часть из которого регулярно отражается на страницах методического журнала «География в школе». Задания для работы учащихся на экскурсиях стали помещать даже в приложениях новых учебников географии, что отражает важную роль экскурсий в учебном процессе по географии.
За несколько дней до начала экскурсии учителя делят классы на группы (бригадиров ребята выбирают сами), распределяют обязанности по бригадам, дают задания по подготовке оборудования, знакомят учеников с целью и задачами экскурсий в учебном процессе по географии.
Первым пунктом следования может быть любая река, протекающая неподалеку. Здесь ребята могут измерить ее скорость, ширину, глубину, температуру воды. Другая бригада изучает животных и растительный мир реки и ее берегов. Таким образом, все дети заняты делом: записывают, измеряют, ищут, собирают и т.д. В приложении Б мы предлагаем материал для организации и проведения экскурсии на озеро Инерка.
После завершения работы школьники располагаются на отдых. Учитель предлагает им подумать и ответить на некоторые вопросы.
После отдыха путь продолжается по лесу. Ребята фотографируют красивые места, необычные моменты и явления в природе. Выйдя на небольшую поляну они определяют стороны горизонта по солнцу, местным признакам и компасу. Изучают почву леса, ищут лекарственные травы.
Учитель проводит беседу с учениками об охране природных богатств.
На этой поляне можно устроить привал, где ребята устраивают обед. Затем ученики могут поиграть в различные подвижные игры.
Экскурсия в музей будет особенно интересна для детей младшего и среднего возраста (6-7 классы), у которых свежесть восприятия окружающего мира максимально развита. Ученикам можно предложить пойти в минералогический музей. Учитель заранее договаривается с экскурсоводом музея, который будет вести рассказ о музейных экспонатах. В ходе экскурсии необходимо стараться научить ребят именно видеть, а не только смотреть.
Экспозиция музея выстроена в определенной логической последовательности и рассчитана на соответствующее восприятие. Для того, чтобы усилить его эффект, разрабатывается специальный маршрут следования по музейным залам. Осмотр экспонатов строится так, чтобы можно было хорошо рассмотреть их с разных точек обзора и на определенных, наиболее выигрышных расстояниях.
Информация о ообразовании:
Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России
XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии
художеств
Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике б ...
Упражнения, обучающие беспереводному
пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...
Эмоциональное развитие детей в игре
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. На существовании особого, эмоцио ...