Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Статьи по педагогике » Организация досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях » Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Страница 1

Многие исследователи, ученые, педагоги-практики в контексте гуманистической педагогики в настоящее время ориентируются на идеи поддержки и сопровождения.

Термин "педагогическая поддержка" используется широко и многозначно. Исследователь В.П. Бедерханова отмечает, что данный термин, в первую очередь связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В-третьих, многие исследователи и практики используют данный термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию и связывают его, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился. В этом контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении педагогических, социальных, психологических, личностных трудностей. Исследователь С.А. Расчетина определяет понятие поддержки, с одной стороны, широко, как сущностную характеристику человека, особый пласт человеческих отношений, а с другой стороны, как отношение человека к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу, вытекающее из потребности "благотворящего сердца" или "благотворящего разума".

Существует феномен и социально-педагогической поддержки. Данным автором он рассматривается на уровне общественной ситуации развития, как особый социальный институт; на уровне индивидуальной ситуации развития ребенка, как форма межличностного взаимодействия ребенок - взрослый, несущая значительный социализирующий потенциал, а на уровне образовательной ситуации как межличностное взаимодействие помогающего педагога и нуждающегося в поддержке ученика, совместно решающих сложную социальную (связанную с установлением отношений) и учебную (связанную с усвоением содержания) задачи.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман, который ввёл это понятие в научный обиход и отечественную педагогическую практику, понимал "процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни". Именно О.С. Газман и его исследовательская группа, обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности.

Социализация предполагает обретение человеком способности к "адаптивной активности" и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств коммуникаций и т.д.). В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному - к познавательной или нравственной норме - выражается в педагогике необходимости и в педагогике свободы. Индивидуализация же - есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или, что он приобрел в индивидуальном опыте.

Т.Фролова определяет педагогическую поддержку "как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением".

Многие из соратников и учеников О. Газмана разрабатывают педагогическую поддержку, прежде всего, в русле оказания помощи человеку (ребенку) в решении его проблем (Т. Анохина, Н.Михайлова, Н. Пакулина, Т.Фролова).

Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении чаще всего пользуются практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности, то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми (Н. Михайлова, С. Юсфин).

Профессор В.П. Бедерханова отмечает, что серьезным дискуссионным вопросом остается вопрос о том, что следует "поддерживать" в растущем человеке. Авторы "Психологии человека" Е.И.Исаев и В.И.Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем "работа с проблемой человека" (тем более, что не всякая проблема связана с процессом индивидуализации), но более узко, чем принцип.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...

Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...

Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях
Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru