Формирование психологического климата детского коллектива

Статьи по педагогике » Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника » Формирование психологического климата детского коллектива

Страница 1

Организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней.

В современной психологии выделяются официальная и неофициальная структуры взаимоотношений в коллективе.

Официальная структура отношений – это система позиций, заданных извне, обществом, и необходимых для функционирования данного коллектива. Каждая из позиций задается определенными предписаниями, так что занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о своих правах и обязанностях.

В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса.

Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих.

Социальное поведение – это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли.

Социальное ожидание – это отношения окружающих к позиции данного человека.

Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. Лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер обладает большими возможностями для внушения. Поэтому нравственно здоровый психологический климат коллектива зависит от того, есть ли в коллективе лидеры, способные реализовать эти ценности, поэтому сочетание – трудовых, познавательных и игровых дел – необходимое условие полноправной жизни коллектива.

Необходимым условием формирования психологического климата в коллективе – это взаимоотношения между учителем и учеником. Они должны «строится» на доверии и уважении.

Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В этом управление входят и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.

В ходе педагогической практики было произведено исследование уровня развития психологического климата в коллективе четвертого класса. Для исследования применялась анкета: оценки психологического климата в коллективе (текст анкеты прилагается). Результаты анкетирования позволили установить, что средний бал оценки составляет 4,3 – это говорит о благополучии психологического климата и сильном развитии коллективистских качеств у младших школьников. Наибольшая благоприятность проявляется через активность детей в общественных делах, сплоченность в совместном отдыхе, сотрудничестве между школьниками. Вместе с тем особой заботы педагога - воспитателя требует формирования дисциплинированности, сплоченности в учении и добросовестному отношению к нему. Указанные стороны среднего уровня развития межличностных отношений должны стать предметом постоянной заботы учителя – классного руководителя и полем организации коллективных воспитательных дел.

Оценка индивидуального участия детей в развитии классного коллектива позволяет определить, что из двенадцати учащихся девять воспитанников могут не вызывать беспокойство педагога относительно формирования их коллективного взаимопонимания.

Однако трое детей требуют индивидуального отношения и психолога – педагогической поддержки в развитии их коллективистских качеств.

Как показало наблюдение за организацией формирование коллектива в четвертом классе, проведение беседы с учителем и учащимися благоприятный психологический климат к 4-му году совместного обучения детей возник в результате системной воспитательной работы по формированию коллектива, проводимой классным руководителем Мишиной Надеждой Сергеевной.

Для сплочения коллектива ею использовались:

- внимательность детей друг к другу;

- размышление над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений;

- умение самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания;

- умение ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживание;

- ролевые игры;

- организация КТД и т.д.

В ходе исследования темы работы «Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника», удалось определить понятие «коллектив». Коллектив - социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

При анализе педагогической литературы представилась возможность решить задачи:

теоретического исследования проблемы воспитательного коллектива и особенности его развития;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индиви­дуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-по­знавательной деятельностью всего класса, работающего над еди­н ...

Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...

Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 – 3 года). Список группы: Катя К. Вася Л. Рома К. Полина Р. Полина П. Настя П. Вика К. Вика Я. Рома П. Богдан К. Арина К. Лиза И. Даня Ф. Дима Ч. Влад В. Влад К. Даша Е. Юля С. Соня Л. Милана Х. Задача ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru