Формирование психологического климата детского коллектива

Статьи по педагогике » Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника » Формирование психологического климата детского коллектива

Страница 1

Организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней.

В современной психологии выделяются официальная и неофициальная структуры взаимоотношений в коллективе.

Официальная структура отношений – это система позиций, заданных извне, обществом, и необходимых для функционирования данного коллектива. Каждая из позиций задается определенными предписаниями, так что занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о своих правах и обязанностях.

В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса.

Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих.

Социальное поведение – это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли.

Социальное ожидание – это отношения окружающих к позиции данного человека.

Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. Лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер обладает большими возможностями для внушения. Поэтому нравственно здоровый психологический климат коллектива зависит от того, есть ли в коллективе лидеры, способные реализовать эти ценности, поэтому сочетание – трудовых, познавательных и игровых дел – необходимое условие полноправной жизни коллектива.

Необходимым условием формирования психологического климата в коллективе – это взаимоотношения между учителем и учеником. Они должны «строится» на доверии и уважении.

Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В этом управление входят и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.

В ходе педагогической практики было произведено исследование уровня развития психологического климата в коллективе четвертого класса. Для исследования применялась анкета: оценки психологического климата в коллективе (текст анкеты прилагается). Результаты анкетирования позволили установить, что средний бал оценки составляет 4,3 – это говорит о благополучии психологического климата и сильном развитии коллективистских качеств у младших школьников. Наибольшая благоприятность проявляется через активность детей в общественных делах, сплоченность в совместном отдыхе, сотрудничестве между школьниками. Вместе с тем особой заботы педагога - воспитателя требует формирования дисциплинированности, сплоченности в учении и добросовестному отношению к нему. Указанные стороны среднего уровня развития межличностных отношений должны стать предметом постоянной заботы учителя – классного руководителя и полем организации коллективных воспитательных дел.

Оценка индивидуального участия детей в развитии классного коллектива позволяет определить, что из двенадцати учащихся девять воспитанников могут не вызывать беспокойство педагога относительно формирования их коллективного взаимопонимания.

Однако трое детей требуют индивидуального отношения и психолога – педагогической поддержки в развитии их коллективистских качеств.

Как показало наблюдение за организацией формирование коллектива в четвертом классе, проведение беседы с учителем и учащимися благоприятный психологический климат к 4-му году совместного обучения детей возник в результате системной воспитательной работы по формированию коллектива, проводимой классным руководителем Мишиной Надеждой Сергеевной.

Для сплочения коллектива ею использовались:

- внимательность детей друг к другу;

- размышление над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений;

- умение самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания;

- умение ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживание;

- ролевые игры;

- организация КТД и т.д.

В ходе исследования темы работы «Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника», удалось определить понятие «коллектив». Коллектив - социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

При анализе педагогической литературы представилась возможность решить задачи:

теоретического исследования проблемы воспитательного коллектива и особенности его развития;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования
Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изо искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мир ...

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа. Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новы ...

Основные понятия эвристики
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции – система обучения путем наводящих вопросов. В этом параграфе будут рассмотрены основные понятия эвристики, такие как: эвристическая деятельнос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru