Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника

Статьи по педагогике » Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности школьника » Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника

Страница 2

развивающая, адаптивная и вариативная среда, предусматривающая выбор индивидуального темпа учебной работы, разнообразных форм и способов познавательной деятельности;

ориентирование школьника прежде всего на овладение обобщенным способом действия и выбор наиболее эффективных и удобных приемов познания с учетом объективных условий и субъективных особенностей;

активизация мышления учащихся в плане самоанализа и оценки своих индивидуальных характеристик;

постоянное посильное усложнение требований учителя к осуществляемой учеником познавательной деятельности;

рефлексивная позиция личности учителя;

гибкость стиля педагогической деятельности учителя, демократический стиль педагогического общения с учащимися;

поддержка и поощрение проявлений ребенком познавательной инициативы и самостоятельности; постепенный переход от установки к самоустановке, от управления к со- и самоуправлению познавательной деятельностью, от внешнего контроля и коррекции к взаимо- и самоконтролю;

создание климата психологического комфорта и эмоционального благополучия в классе и школе, ситуаций успеха в познавательной деятельности ребенка .

М.А. Холодная в своих работах обратила внимание на взаимосвязь стилей кодирования информации, ее обработки, стилей решения и постановки задач и стилей познавательного отношения к миру. Исходя их этих стилей, учитель должен различать учеников с кинестетическим, визуальным или аудиальным стилями кодирования информации, учеников с аналитическим или синтетическим когнитивными стилями, учеников с импульсивным или рефлексивным стилями переработки информации. И принимая в расчет эти особенности, педагог должен использовать в своей работе соответствующие этим особенностям тактики и стратегии.

Например, для учеников с аналитическим стилем переработки необходимо снижать темп предоставления информации, они нуждаются в большом числе повторений, необходимо избегать большой вариативности заданий, акцент должен делаться на произвольное запоминание. Учащиеся с синтетическим стилем успешнее других справляются с упражнениями на определение последовательности действий, быстрее находят похожие понятия, умеют систематизировать информацию, но с трудом выполняют задания на выделение частей из целого. Для учеников с импульсивным стилем задания с несколькими вариантами ответа представляют большую трудность, чем для школьников с рефлексивным стилем. При этом дети с импульсивным стилем обладают способностью быстро давать ответы.

Некоторые дети легче усваивают материал, когда их деятельностью руководит педагог, другие не выносят опеки и ценят собственную самостоятельность. Дети с визуальным стилем познания легче усваивают материал, когда учитель готовит зрительную опору, а дети с аудиальным стилем лучше воспринимают материал на слух. Дети с кинестетическим стилем когнитивной деятельности легче всего учатся, беря в основу личный опыт.

Дети с доминированием правого полушария более творческие, а дети с доминирующим левым полушарием с удовольствием выполняют задания на анализ, логику и предпочитают занятия точными науками.

На формирование индивидуального познавательного стиля так же влияет установка сознания школьника. Так экстраверты более успешно выполняют задания в группах и легче усваивают новую информацию, чем интроверты, избегающие всего нового и более комфортно чувствующие себя в одиночестве.

При формировании познавательного стиля школьника учитель так же должен обращать внимание на такие показатели, как сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы, которые проявляются в стрессовых ситуациях (экзамен, контрольная, неудачный ответ), уроках, на которых необходимо распределение внимания, занятия в шумной обстановке или при выполнении монотонной работы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Лемма о коллинеарных векторах
Рассмотрим поиск доказательства леммы о коллинеарных векторах. В учебнике "как джин из бутылки" появляется указание о необходимости рассмотреть два случая (когда векторы а и b сонаправлены и когда они противонаправлены) и все остальные рассуждения. Покажем, как весь ход доказательства мож ...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru