Гипотеза исследования

Страница 6

Обычно для этого использую волшебные сказки, так как, на мой взгляд, сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла. И важно, что все сказки имеют общую сюжетную схему: 1)обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается( или уходит сам) за ним ; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем» волшебного средства и для получения его герой проходит испытания ( на доброту, смелость, смекалку т.д.); 3)герой с помощью подаренного волшебного средства достигает искомый объект ;4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание ( сражается с противником или решает задачи) 5) герой побеждает ;6) герой возвращается домой получает свою награду.

При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия , в зависимости от смысла - и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».

1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения,2) волк – тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету. (так, формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали)

При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.

В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.

Игра-придумывание занимает не более 10-15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере.

Когда дети овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно , каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же – героев разных стихий – земли и воды.

Очень эффективны в нравственном плане придуманные «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй ( о ком , о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

Пример: рядом с детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначала в речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и начали жить в образах.

Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры.

Вследствие того, что предложенное (детально и поэтапно описанное авторами программы «Развитие») средство еще недостаточно широко используется в практике работы воспитателей в социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силу этого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно и планомерно подобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, у воспитателей возникает масса ошибок и неточностей при осуществлении этой разновидности работы. Поэтому, в данном исследовании руководство игрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, с моей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...

Методика преподавания технологии. Межличностные взаимоотношения
Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками. Вот некоторые из них. Л. Я ...

Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru