В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе .
Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно и любовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием каждого ребенка.
В работе над проблемой нравственного воспитания средствами творческих сюжетно-ролевых игр также целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему перспективного планирования сюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания). Для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработала также систему работы с детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками».
Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха - всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.
Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр, включала в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе. Ввиду того, что выделенное направление воспитания - социально-нравственное – представлено в педагогике и психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, но и всего разнообразия средств социально-нравственного развития, то полученные результаты – это синтез всех средств нравственного воспитания, но моя задача – определить степень эффективности использования сюжетно-ролевых игр как одного из средств социально-нравственного развития детей.
В течение почти двух лет осуществлялась данная работа (со старшей группы в 2002-03 уч.году и до сегодняшнего момента – подготовительной группы - февраля, 2003-04 уч.года), конечно, почти 2 года – это срок не малый, но и незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, если исходить из положения , что дошкольный возраст - фундамент всей взрослой жизни, то для того, чтобы убедиться в правильности и эффективности своей работы и подтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования, была проведена повторная диагностика показателей сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил или, другими словами, диагностика уровня развития игровой деятельности детей.
Критерии, показатели и уровневая дифференциация остались прежними. Хочу сразу оговориться, сравнение количественное и качественное будет представлено в 2-х аспектах:
Сравнение показателей октябрь - февраль, 2003-04 уч.год. с целью определения динамики за выделенный временной промежуток и определения и корректировки задач воспитания до конца учебного года, т.е. до выпуска в школу. Думаю, что положительная динамика в плане развития будет отмечена, но в отличие от яркой положительной динамики с октябрем, 2002-03 уч.годом не будет, т.к. фактор времени играет определенную и очень весомую роль.
Сравнение показателей октябрь, 2002-03уч.год и февраль 2003-04 уч.год, т.е. старшей и подготовительной групп с целью определения эффективности проводимой работы в целом.
1. Дата диагностики:
Октябрь, февраль – подготовительная группа -18 человек (2003-04 уч. год)
Информация о ообразовании:
Характеристика семьи как
социального института
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ну ...
Система образования Республики Беларусь
образование управление школа совет Структура национальной система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Также образование в Республике регул ...
Работоспособность первоклассников
Что педагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Прежде всего – закономерности динамики работоспособности и утомления. Работоспособность четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Раб ...