Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. В то же время устная и письменная речь составляют неразрывное единство, взаимозависят друг от друга.

Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построении предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи. Т.А. Ладыженская, отмечая, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умений отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях.

Затруднения в построении конструкции связной монологической речи, несформированность умений последовательно и достаточно полно излагать свои мысли характерны для речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Проблема нарушения связной письменной и устной речи детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных для школьного обучения. Поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Целью исследования является выявление особенностей нарушения письменной связной речи и определение наиболее эффективных путей кор-рекционного обучения.

Объект исследования: связная письменная речь учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: средства и способы преодолений нарушений связной письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: работа над развитием связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи будет успешной, если она является частью целостного педагогического процесса, и будет сочетаться с работой над развитием связной устной речи.

В соответствии с поставленной целью нами были определены и решены следующие задачи:

Рассмотреть теоретический аспект проблемы исследования связной речи с использованием данных лингвистики, психологии, психолингвистики и коррекционной педагогики.

Проанализировать особенности детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Используя экспериментально-психологические и педагогические методы исследования, изучить типологию ошибок, выявленных в работах учащихся и определить причины затруднений в овладении связной письменной речью.

Определить пути подготовки учителя-логопеда к решению задачи развития связной письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

На основе результатов поведенной диагностической работы разработать систему коррекционно-воспитательной работы по формированию связной письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, этапы ее реализации и оценить ее эффективность проведения.

При проведении обследования были использованы следующие методы:

Анализ психологической, педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме исследования.

Наблюдения за деятельностью учащихся на уроках чтения и русского языка, изучение школьной медико-педагогической документации, беседы с учениками, учителями, родителями, изучение передового опыта логопедов школьных логопунктов.

Экспериментальный метод.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических основ коррекционно-воспитательных работ с детьми с нарушением связной речи и условия ее реализации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных мероприятий, рекомендаций по преодолению затруднений в овладении связной письменной речью учащихся младших классов с нерезко

выраженным общим недоразвитием речи для практических работников по реализации индивидуальных программ.


Информация о ообразовании:

Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...

Использование технических средств обучения на уроках иностранного языка
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, кадропроекторы, кодоскопы, фильмоскопы) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может ...

Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru