Тема моей работы: «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».
В практической части мною был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе ДОУ №251. Воспитатели: Сяглова Наталья Владимировна, Шурухина Марина Викторовна.
Цель исследования: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.
Гипотеза исследования: формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
а) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во-вторую половину дня;
б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе);
в) руководящей роли воспитателя.
Провела 3 этапа эксперимента: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Для проведения каждого этапа были созданы определенные условия: выбрана диагностическая методика, определены критерии для определения уровней сформированности трудовых умений у детей в групповой комнате, раздевальной комнате созданы условия для выполнения детьми трудового поручения, то есть весь материал, оборудование располагался в пределах досягаемости детей.
Для него были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний по методике разработанной Куцаковой (Приложение №1).
Для выявления у детей трудовых умений, навыков и знаний была проведена беседа:
– Кто моет полы, вытирает пыль?
Первым ответил Максим.
– Помощник воспитателя, Елена Викторовна.
Затем все дети повторили ответ.
– А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
– Тоже Елена Викторовна! Ответили все дети хором.
– Кто убирает снег на участке?
– Дворник – ответила Полина.
– Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?
– Чтобы около детского сада было чисто, красиво сказал Сергей.
– И чтобы мы могли ходить, а если снега много, то мы не сможем заходить в детский сад – добавил Максим.
– Скажи мне Лиза, кто сшил красивую одежду для кукол?
– Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на пол?
– Потому что Елена Викторовна подмела, а потом опять будет грязно в группе, – ответил Владик.
– Тимур, скажи, а куда нужно складывать мусор?
Тимур показал мусорное ведро.
– Молодец, правильно, Илья покажи, как ты умеешь мыть руки?
Илья подошел к раковине, включил воду и не закатывая рукава принялся мыть руки, причем без мыла.
– Даша, посмотри, правильно ли он моет руки, покажи как надо правильно?
Даша не могла найти ошибку. Помог Максим.
– Нужно закатать рукава, а то они будут мокрые.
– Дети, скажите, а руки нужно мыть с мылом или нет?
– Да руки нужно мыть с мылом! – ответили все хором.
– Алиса, покажи как нужно застегивать пуговицы?
Алиса начала застегивать пуговицы начиная с середины. Сергей тут же указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать снизу.
– Соня, скажи, а почему нельзя разбрасывать свои вещи?
Соня не ответила, не знала ответа.
– Ваня, помоги Соне, ответь на вопрос?
Ваня тоже не смог ответить. Дети ответили хором.
– Родион, скажи, что нужно сказать, когда тебе помогает кто-нибудь?
– Спасибо, – ответил Родион.
– Кто из вас помогает друг другу? И как?
– Я помогаю Соне застегивать пуговицы, – сказала Полина
– А ты, Лиза, помогаешь кому-нибудь?
– Нет.
– А почему?
Лиза пожала плечами.
– Нужно помогать друг другу, застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки.
– Покажи, Тимур. Как ты разлаживаешь ложки?
Тимур, отказался.
– Покажи, Полина всем как нужно правильно разлаживать ложки!
– Молодец, Полина, правильно все сделала.
– Расскажи Лиза, как ты помогаешь няне.
– Я не помогаю няне.
– Почему?
Пожала плечами.
– Так, скажите дети, а как вы помогаете няне?
Ребята наперебой начали кричать.
– Подождите, давайте послушаем Алису!
– Я беру ложки и раскладываю их на столах.
Информация о ообразовании:
Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма
у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальны ...
Формирование стиля межличностных
отношений у психолога
Важную роль при формирование стиля межличностных отношений играет обучение в высшем заведении. Вузовское обучение имеет свои особенности, школьникам приходиться перестраивать свою мыслительную деятельность после школы. В ВУЗе совсем другие требования к изучению дисциплин, другое отношение преподава ...
Математические понятия,
их содержание и объём, классификация понятий
Понятие – форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных свойств объекта. Математические понятия имеют свои особенности: они часто возникают из потребности науки и не имеют аналогов в реальном мире; они обладают большой степенью абстракции. В силу этого желательно показать уч ...