Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи

Страница 1

Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения.

При проведении занятий перед логопедом стоят задачи:

1. Формирование и развитие у детей навыков речевого общения.

2. Формирование навыков построения связного монологического высказывания.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

4. Усвоение норм построения связного высказывания.

5. Формирование навыков планирования высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа.

6. Обучение лексико-грамматическому формированию связных высказываний.

7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

На логопедических занятиях необходимо учить детей пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, развивать у них речевую активность, т. е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме. Например:

«Предложение «Мальчик перепрыгнул с дерева» неправильное. Надо сказать «Мальчик спрыгнул с дерева».

«От слова «лес» я составил три новых слова: лесок, лесник, лесной. Слова «лесок» обозначает маленький лес. Слово «лесник» - это человек, который охраняет лес. «Лесная» бывает дорога. Эти слова все родственные, так как во всех совах общая часть «лес».

На занятиях совершенствуются также умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение. Особенно замедленно и с большими трудностями дети с недоразвитием речи овладевают такой формой высказывания как рассуждение.

Использование повествовательного текста для изложения, когда в качестве источника берутся наглядные средства, гораздо проще в сравнении с описанием и рассуждением, так как предполагает последовательное изложение в соответствии с фактическим ходом событий. Поэтому нельзя не согласиться с мнением методистов, которые утверждают, что на текстах повествовательного характера легче всего обучить учащихся основным навыкам и умениям связной речи, последовательности и логичности в изложении мыслей.

Сначала дети рассказывают, наблюдая непосредственно те предметы или действия, о которых говорят. Затем речь их строится с опорой на картинки и серии картин. И лишь впоследствии они переходят к описанию пережитых или услышанных событий. При обучении детей связному рассказыванию следует учитывать взаимосвязь лексико-грамматических и фонетических направлений работы. Ведущим при этом выступает семантический компонент.

Большое внимание на этом этапе обучения уделяется приемам, которые стимулируют детей к развернутым связным высказываниям. Хорошим эмоциональным стимулом является использование различных видов коммуникативных ситуаций. Именно они позволяют обеспечивать естественную полимотивированность речевых действий в обучении, оказывают значительное влияние на речевое поведение и высказывания детей.

Особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания. В ходе коррекционных занятий с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану. Во время работы над самостоятельным составлением рассказа на заданную тему, сначала с опорой на графический план, а затем без него, во внутренней речи, у детей осуществляется планирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Обучение математике
Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по математике - Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. "Математика" Учебник в 2-х ч. И Аргинская И.И., Бененсон Е.П. "Математические игры". Тетрадь. В Тетради игровой материал предназначен для формирования и ...

Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...

Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru