– игры на восстановление порядка серии картин, объединенных одной темой с последующим составлением рассказа или его фрагмента;
– игра: отобрать из ряда сюжетных картин те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, и расположить их в нужной последовательности
– восстановить заданный порядок картин по прочитанному ранее рассказу (опора на память);
– самостоятельно расположить картинки в определенной последовательности и составить рассказ;
– выстроить последовательность событий по одной заданной картинке и отобрать из нескольких наборов серий сюжетных картинок те, которые соотносятся с первой картинкой (т.е. детям показывают одну картинку и они сами додумывают, что будет до и что будет после);
– подбор к каждой картинке серии предметных изображений;
– игры на воображение, которые заключаются в придумывании сюжета и оречевлении его с опорой на наглядный материал;
– требуется найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Надо найти в тексте слова или фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими (например: Наступило лето. Дети пошли кататься на коньках).
– Нахождение слов, близких по смыслу к заданному;
– Нахождение слов, противоположных по значению;
– Нахождение обобщающего понятия (например: Кому для работы нужны кисти, краски, ведро, лестница?);
– Нахождение слов для адекватного завершения смысла высказывания (Витя закинул удочку и вытащил .);
– Нахождение слов с нарастанием значения (улыбнулся - засмеялся - захохотал).
На этом этапе работы используется чтение, как специальный прием. Можно предложить детям чтение с различными установками (например: придумай начало и конец).
Также используются задания на составление текста с помощью вопросов, опорных слов и картинок.
На III этапе формируется самостоятельное умение создавать текст на основе знания правил его построения.
Сначала строится текст с опорой на заданный компонент содержания, производится графическая запись. Затем запись уходит. Для детей используется памятка как создать текст
План рассказа о событии:
1. Нарисуй про себя событие, о котором будешь рассказывать.
2. Подумай, о каких предметах надо рассказать.
3. Мысленно расположи предметы в таблицу.
4. Посчитай, сколько в твоем рассказе предложений.
План рассказа о предмете:
1. Нарисуй предмет рассказа (мысленно).
2. Что ты увидел?
3. Потрогай предмет, каков он?
4. К каким предметам его можно отнести.
На этом этапе выполняются следующие упражнения: — упражнения на развитие замысла.
Например, на основании графического плана угадай недостающий предмет; затем может быть пустым целое звено - самостоятельное рассказывание.
Например: по сюжетной картине с опорой на заданную схему; либо по заданной теме с опорой на предметные картинки.
Для развития умения и навыка активного говорения используется следующий план работы над текстом:
1. Чтение материала.
2. Анализ с целью построения смысловой программы.
3. Пересказ с опорой на план.
В анализе разбираем о ком говорится в этом тексте, какие события были в тексте. Каждая часть озаглавливается полным предложением.
На этом этапе проводится лексико-грамматическая работа. Сначала уточняется то, что изучено ранее (синтаксическая структура, распространение предложения, использование наращивания предложения словами).
Виды заданий:
Исправить ошибки, допущенные при построении текста.
На горке.
Ребята катались на лыжах с горы. Миша въехал в сугроб и упал. Подъехал Вася и смеется. Встал он, отряхнулся. Весело ребятам зимой.
Восстановите порядок предложений.
На прогулке.
Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков, вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла' лодочка, закружилась.
Продолжи рассказ по началу.
Однажды ребята пошли в лес. Они пробирались через кусты. Вдруг .
Далее анализируется связь между предложениями (межфразовая связь) - союзная связь. Для этого даются карточки с союзами а, и, но. Карточки подставляются между двумя предложениями. Ставим карточку между предложениями — получается сложносочиненное предложение, нет союза - два простых предложения, т. е. надо показать, что союз можно использовать для связи слов в предложении.
На этом этапе используются следующие виды работ: - пересказ с опорой на предварительно составленную программу;
- пересказ с опорой на план;
- изменение связи между предложениями (вместо местоимения можно подставить синоним или однокоренное слова);
- пересказ с частичной опорой на графический план (отдельные части по памяти);
- самостоятельное создание высказывания с опорой на наглядность (в качестве наглядности - картинки, схемы);
Информация о ообразовании:
Музыкальная речь
музыкальный восприятие дошкольный педагогический До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной ...
Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность
Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны ли ...
Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...