Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи

Страница 3

2) До чтения текста нужно обратить внимание детей на его заглавие и провести небольшую беседу, способствующую активному восприятию читаемого.

3) Работа над словом и словосочетанием.

4) План может составляться коллективно.

5) До письменного изложения текст должен быть тщательно отработан устно.

При работе над рассказом-сочинением требуется прежде всего полноценный анализ того объекта, по которому составляется рассказ. Для этого учащиеся должны владеть определенным кругом слов, словосочетаний и моделями предложений: Умелая подача опорных слов и словосочетаний есть одно из главных условий для успешного составления рассказа-сочинения.

Простейшие сочинения-описания проводятся устно уже в первом классе. Учитель намечает план, по которому должно быть написано сочинение-описание, готовит вопросы для ведения беседы, определяет опорные слова, словосочетания. Основные опорные слова - это имена прилагательные.

Сочинение-рассуждение может проводиться по прочитанному тексту. В данном случае учащиеся выражают свое отношение к тому или иному факту, к поступку героя и т.д. можно использовать пословицы и поговорки.

Каждая обучающая работа по развитию связной письменной речи учащихся тщательно готовится устно. Без соответствующей устной подготовки (отработки произношения отдельных звуков, разбора трудных' орфограмм, конструкций, словосочетаний, предложений и т.д.) проводимые письменные работы не достигнут своей цели. А так как у детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то такая тщательная работа над звуковой стороной, над лексикой, грамматикой, над конструированием предложений будет способствовать развитию грамотной, правильной связной речи. Применение этой методики повысит эффективность занятий по развитию связной письменной речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Методика развития речи, предложенная А. Гином состоит из нескольких шагов.

Цель: научить детей общему способу рассказывания по картинке, данная методика помогает выявить слабые места в составлении рассказа и разработать систему шагов. Суть ее в том, что каждый шаг сам по себе простой и легко выполнимый для каждого ребенка. А все шаги вместе обеспечивают вышеназванные требования к развитию речи.

Например: составление рассказа по картинке «Развлечение детей зимой».

1 шаг-«Дели!»

Необходимо найти все части картины. Дети перечисляют все, что можно обнаружить. Логопед рисует схематично все предметы.

Затем в три колонки дети записывают словарь существительных, прилагательных, глаголов

Зима наступила холодная

Снег пришла долгожданная

Дети падает вьюжная

Лыжник кружится метельная

И т. д.

2 шаг — «Соединяй!»

Дети находят на схеме предметы, соединяя их, составляют предложения.

3 шаг-«Войди в картину!». «Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?»

Здесь нужно включить воображение, войти в мир ощущений. Детям предлагается внимательно всмотреться в картинку и уловить исходящие от нее звуки, запахи и ощущения. Затем они составляют предложения о том, что видят и слышат. Этот шаг придает рассказу образность.

4 шаг — «Отставай и забегай вперед!».

Дети должны представить с чего начиналось изображенная на картинке ситуация. Как развивались события, чем все закончилось? Далее дети упорядочивают то, что уже говорили по картинке.

На наш взгляд использование данной методики развития связной речи А. Грина в работе с детьми с нарушениями речи может быть затруднено. Дети могут испытывать затруднения в оречевлении увиденного на картинке, также испытывать трудности при составлении словаря существительных, прилагательных, глаголов. Эти трудности связаны с бедностью словаря. Особые трудности могут возникнуть на 2 шагу из-за ошибок в согласовании, управлении. Для придания образности рассказу на 3 шагу также необходим богатый словарный запас. На наш взгляд данная методика может быть использована после предварительной работы над обогащением словаря, грамматическим структурированием и моделированием текстов.

Рассмотрим методику работы над связной речью А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой.

Цели: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности. 1. Формирование практических представлений о тексте как едином целом на основе умений узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Особенность мыслительной деятельности подростков
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Новая атмосфера школы
Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С одной стороны, школа даёт ребёнку больше свободы, предоставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей – они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru