определять тему рассказа (текста);
определять основную мысль текста;
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания:
определить замысел высказывания;
определять последовательность развертывания высказывания (план);
определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
составлять план связного высказывания.
Этапы работы по развитию связной речи
Коррекционное обучение развитию связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи состоит из 3 этапов.
Цель: формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
Задачи:
1. Усвоение норм построения связного высказывания.
2. Обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа.
3. Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний.
4. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
На 1-ом этапе мы работали над формированием практических представлений о тексте.
Задачей этого этапа является формирование у детей практических представлений о связном высказывании как едином целом на основе умений узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.
Здесь идет сопоставление 2-х образцов текста, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Для сопоставления берутся:
1. Текст и набор слов.
Сначала даем отдельные слова: кот, глаза, бросился, нос, бежать, гнездо, клевать, дерево, ворона, птенцы, увидел, влез, старая, однажды, Васька, она, испугался.
А потом читается текст:
Однажды кот Васька увидел в гнезде птенцов. Но только он влез на дерево, как прилетела старая ворона. Она стала клевать кота в глаза и нос, испугался кот и бросился бежать.
Во втором случае дети убеждаются в том, что можно красиво рассказать, а рассказанное показать, изобразить с помощью картинки или нарисовать. А в первом случае - набор слов.
2. Текст и одно предложение.
В этом случае текст сравнивается с диафильмом, а предложение с одним кадром этого же диафильма. Сначала дается ненормированная речь, а потом текст.
Он жил в Алешином сапоге.
У Алеши был ежик. Он жил в Алешином сапоге.
В первом случае непонятно о ком говорится, а во втором случае понятно о ком идет речь, можно нарисовать картинку.
3. Текст и набор предложений.
Дети делают фишки - Р -, которые обозначают рассказ. Они должны поднять фишку, когда услышат рассказ.
4.Текст и его искаженные различные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
На II этапе проводится работа по формированию практических умений и навыков анализировать текст.
Развиваются умения определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями.
Виды заданий:
– выпиши только предложения
Шел Миша по лесу. У дуба. Он нашел гриб. Миша был рад. Гриб большой. Мальчик отнес гриб домой.
– спиши и обозначь границы предложений
Была сильная -жара поле и лес ждали дождя надвинулась темная туча грохнул гром застучали крупные капли дождя.
– выпиши предложения, которые можно объединить по смыслу
Надвинулась туча. Рожь поспевает. Река замерзла. В сеть попала щука. Идет урок. Поднялся ветер. Мальчик смотрит в окно. Началась сильная гроза.
Также развивается умение определять главную мысль и тему текста. Учим отличать тему от основной мысли: тема - это то, о чем говорится, а основная мысль - что об этом говорится.
Чтобы показать детям, как моделируется текст, спускаемся на уровень предложений. Для этого используем модели:
Предмет---------что о нем говорится
(о чем говорится) (предикат)
1-ый предмет действие 2-ой предмет
(первый предмет действует на второй)
Например: Мальчик читает книгу.
Переход к тексту удобнее делать через загадки - описание предмета.
Например: Я хожу по крыше,
Меня боятся мыши. Птичек ловлю, Молочко люблю.
Здесь легко выделить тему — о ком говорится.
Далее учим ориентироваться в языковых средствах языка. Для этого можно использовать описание кота с помощью загадки и с помощью прилагательных (серый, пушистый и т. д.), а можно дать предложения, из которых потом составляется рассказ. Получается первичная ориентировка в связном высказывании.
На этом же этапе развивали навык связного говорения практическими методами. Активизировали содержательно-смысловую и языковую стороны высказывания. Для этого использовались приемы:
Информация о ообразовании:
Своеобразие труда детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда. Отражая в играх трудовы ...
Дидактическое учение Яна Амоса Коменского
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других. Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный ...
Становление и развитие дошкольной педагогики
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в фор ...