Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи

Страница 7

Взаимосвязь в развитии устной и письменной речи один из важнейших принципов отечественной методики развития речи, которое нашел свое обоснование в целом ряде психологических исследований. Система развития устной и письменной речи должна быть единой, взаимообогащающей друг друга.

Реализация оного из основополагающих принципов обучения языку -его коммуникативной направленности - должна привлечь внимание учителя к текстообразованию, к компонентам синтаксиса текста как к самостоятельному объекту изучения. Текст получил призвание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах разного типа и назначения. К тексту подошли как к объекту изучения, как к целому, и задачу изучения видят в выявлении общих закономерностей построения текста. Для выработки у учащихся умения и навыков составления 'связных текстов необходимо обратиться к изучению текстов с первых лет обучения в школе.

Хорошо известно, что младший школьник с большим трудом осваивает составление связных высказываний. Эти трудности в особой мере испытывают дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно отстает от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников остается несовершенной: отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, нарушения связности и последовательности изложения. Это создает дополнительные трудности в процессе обучения.

К недочетам, свойственным речи этих учащихся подключаются речевые ошибки, характерные вообще для речи школьников, в том числе и с нормальным развитием. К таким ошибкам многие методисты относят не только произносительные, лексические, грамматические, стилистические недочеты, но и неумение составить связное высказывание в соответствии с заданной темой и основным замыслом.

Целью нашего исследования было выявление нарушений связной письменной речи у учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и определение наиболее эффективных путей кор-рекционного обучения.

В ходе исследования были выявлены ошибки связной письменной речи сходные с ошибками связной устной речи. В составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе отмечалось бедность и однообразие употребляемых языковых средств, что отмечено и в самостоятельных письменных работах. Выраженная тенденция к фрагментарности, перечислению деталей и событий прослеживается как в устной монологической, так и в письменной. Не всегда предложения и части текста содержат законченную мысль. Трудности, связанные с составлением предложении и ошибки на согласование и управление встречаются и в устной и в письменной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Все это свидетельствует о том, что нарушение связной письменной речи связано с недоразвитием устной монологической речи. К указанным ошибкам в самостоятельной письменной речи добавляются ошибки дисграфического и орфографического характера.

Целенаправленное формирование связной письменной речи у учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. Конечный результат обучения связной речи определяется умением правильно и адекватно воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию, как в устной, так и в письменной форме.

Важнейший принцип отечественной логопедии - дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учета специфики речевой аномалии, установление связи между речевыми нарушениями и особенностями психического их развития. Дифференцированный подход основывается также на операции наиболее сформированных сфер речевой деятельности. С опорой на эти принципы была построена наша коррекционная работа по развитию связной письменной речи у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Целью обучения является формирование навыков планирования высказываний, обучение детей построению связных монологических высказываний.

Коррекционная работа по развитию связной письменной речи, описанная в главе 2, состоит из трех этапов. Задачей первого этапа является формирование у детей практических представлений о тексте. На втором этапе проводится работа по формированию практических умений и навыков анализировать текст. Здесь дети учатся определять тему и главную мысль текста, учатся ориентироваться в языковых средствах, развивают умение определять последовательность и связность предложений в тексте. На третьем этапе формируется самостоятельное умение создавать текст на основе знания правил его построения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...

Особенностиформирования математических понятий
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустим ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru