Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов

Статьи по педагогике » Динамика представления о стиле межличностных отношений психолога » Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов

Страница 7

По итогам третьего обследования установлено, что у студентов после каникул снова изменились представления о собственном стиле отношений, а образ стиля межличностных отношений психолога остался прежним. Так же установлено, что значимые различия между двумя образами присутствуют по всем шкалам, кроме шкалы 2 (уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность). Анализ полученных экспериментальных данных всех трех обследований привел нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. Результаты по шкале 3 (прямолинейный – агрессивный) увеличились, по шкале 6 (зависимый – послушный) снизились. Важно отметить, что наиболее выраженные изменения в профиле «Актуальное – Я» произошли после летних каникул.

Проблема формирования стиля межличностных отношений у психологов в период обучения является ведущей в нашей работе. Результатом теоретического анализа стали выводы о том, что профессиональное становление психолога, это длительный процесс. Профессионально важными личностными качествами были признаны: хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимательность, аналитический ум, развитая словесно-логическая и образная память. Нами был использован адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Данная методика направлена на диагностику интерперсональных отношений и свойств личности, которые являются существенными при взаимодействии с другими людьми. Группу испытуемых обследовали три раза. Дважды на первом курсе (вначале и конце года) и один раз на втором (вначале года).

Результаты анализа полученных экспериментальных данных всех трех обследований привели нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. В течение года показатели по таким шкалам, как: «Уверенность в себе», «Добросердечие – несамостоятельность», и «Доверчивость – послушность» увеличились. А по итогам третьего обследования (после летних каникул) выросли показатели по шкалам: «Агрессивность», и «Подозрительность», а по шкалам «Альтруистичности» и «Дружелюбия» снизились.

Главным, для студентов является стремление выработать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, а также выработать профессиональную идентичность и профессионально-важные личностные качества.

На наш взгляд следует продолжить данное исследование по следующим направлениям:

- изучение динамики стиля межличностных отношений у студентов-психологов в течение всего периода обучения в ИАТЭ

- лонгитюдное исследование развития профессионально-важных личностных качеств у студентов - психологов;

- разработка и проверка эффективности тренингов, обучающих программ по развитию коммуникативной компетентности у студентов – психологов.

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Коммуникация — целенаправленный процесс передачи информации.

Компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Конгруэнтность – это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей.

Межличностное отношение (личностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности
Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей. Важным элементом учебной програм ...

Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц
«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель). Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли. Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание ...

Экскурсия как возможность организации самостоятельной исследовательской работы учеников в рамках недели географии
Экскурсии - одно из важнейших мероприятий, которое можно организовать в период географической недели в школе. Это форма организации мероприятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принцип ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru