При этом очень важно управление этой деятельностью, учет индивидуальных особенностей учащегося. Иначе говоря, необходимо создать «испытательный полигон».
По мнению А.Ж. Жафярова, зав. кафедрой геометрии и методики преподавания математики Новосибирского государственного педагогического университета, Предпрофильная подготовка должна реализовываться, начиная с 5-го класса средней школы.
К концу учебного года ученики 4-х классов на основании личного интереса, результатов тестирования, рекомендаций учителя и родителей должны выбрать профиль последующего обучения. Выбор учениками профиля обучения определяет работу по формированию 5-х классов.
В системе предпрофильного образования предполагается четыре профиля обучения:
· физико-математический;
· химико-биологический;
· гуманитарный;
· инженерно-технический.
Выбор именно этих профилей обусловлен тем, что они исчерпывают в общем, виде запросы детей этого возраста. Более дробное предпрофилирование не только нецелесообразно, но даже опасно, т.к. приводит к нарушениям щадящего режима в системе профильного обучения. Щадящий режим обеспечивает максимальную защиту ребенка от последствий возможной ошибки при выборе профиля. Он состоит в том, что ученику вплоть до 9-го класса дается право поменять профиль обучения при условии сдачи двух-трех зачетов. Возможность смены профиля обеспечивается:
1. соотношением общеобразовательных и профильных дисциплин, которое гарантирует базовый объем знаний по общеобразовательным предметам;
2. одинаковой скоростью изучения основных понятий по всем профильным предметам;
3. 5-дневным обучением, шестой день предназначен для занятий, обеспечивающих переход ученика из одного профиля в другой, а также для занятий по интересам.
Предпрофильное обучение можно рассматривать как переходную форму, предшествующую профильной системе образования в старших классах. Поэтому предпрофильное обучение является в настоящий момент наиболее прогрессивной формой.
Желательно выделить день занятий по интересам. В этот день не должно быть занятий по обязательному минимуму. «Скользящие» расписания должны позволить учащемуся в этот день посещать несколько занятий по интересам.
Необходимо активизировать участие учащихся этих классов в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Им полезно было бы посещение спецкурсов и курсов для старшеклассников в ВУЗах.
Основные задачи предпрофильной подготовки:
· практическое ознакомление с профессиональной деятельностью представителей той или иной профессии;
· анализ содержания профессиональной деятельности и ее продуктов;
· выстраивание индивидуальной траектории профильной предпрофессиональной подготовки при помощи учителя.
д) Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, связан дальнейшим продолжением образования и будущей профессиональной карьерой и выбором образа жизни. Но предусматривают ли официальные документы решение этой жизненно значимой для каждого выпускника проблемы? К сожалению, нет. Соответственно и практика не показывает положительных результатов.
Например, учащиеся выпускного ΙΧ класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, «за компанию» с товарищами, по совету взрослых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняется свой выбор профиля дальнейшего обучения.
По данным центра социально-професионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками, половина учащихся, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда. Так 46% респондентов ориентированы на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателям», не умеют оценить свои возможности, 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.
Информация о ообразовании:
Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем
дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...
Мониторинг качества образования как ресурс развития муниципальной системы образования
Методология управления качеством, нацеленная на перевод системы образования в новое состояние, обеспечивающее качественное современное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, общества и экономики, является основополагающей в деятельности департамента образования Администрации М ...