Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 2

При этом очень важно управление этой деятельностью, учет индивидуальных особенностей учащегося. Иначе говоря, необходимо создать «испытательный полигон».

По мнению А.Ж. Жафярова, зав. кафедрой геометрии и методики преподавания математики Новосибирского государственного педагогического университета, Предпрофильная подготовка должна реализовываться, начиная с 5-го класса средней школы.

К концу учебного года ученики 4-х классов на основании личного интереса, результатов тестирования, рекомендаций учителя и родителей должны выбрать профиль последующего обучения. Выбор учениками профиля обучения определяет работу по формированию 5-х классов.

В системе предпрофильного образования предполагается четыре профиля обучения:

· физико-математический;

· химико-биологический;

· гуманитарный;

· инженерно-технический.

Выбор именно этих профилей обусловлен тем, что они исчерпывают в общем, виде запросы детей этого возраста. Более дробное предпрофилирование не только нецелесообразно, но даже опасно, т.к. приводит к нарушениям щадящего режима в системе профильного обучения. Щадящий режим обеспечивает максимальную защиту ребенка от последствий возможной ошибки при выборе профиля. Он состоит в том, что ученику вплоть до 9-го класса дается право поменять профиль обучения при условии сдачи двух-трех зачетов. Возможность смены профиля обеспечивается:

1. соотношением общеобразовательных и профильных дисциплин, которое гарантирует базовый объем знаний по общеобразовательным предметам;

2. одинаковой скоростью изучения основных понятий по всем профильным предметам;

3. 5-дневным обучением, шестой день предназначен для занятий, обеспечивающих переход ученика из одного профиля в другой, а также для занятий по интересам.

Предпрофильное обучение можно рассматривать как переходную форму, предшествующую профильной системе образования в старших классах. Поэтому предпрофильное обучение является в настоящий момент наиболее прогрессивной формой.

Желательно выделить день занятий по интересам. В этот день не должно быть занятий по обязательному минимуму. «Скользящие» расписания должны позволить учащемуся в этот день посещать несколько занятий по интересам.

Необходимо активизировать участие учащихся этих классов в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Им полезно было бы посещение спецкурсов и курсов для старшеклассников в ВУЗах.

Основные задачи предпрофильной подготовки:

· практическое ознакомление с профессиональной деятельностью представителей той или иной профессии;

· анализ содержания профессиональной деятельности и ее продуктов;

· выстраивание индивидуальной траектории профильной предпрофессиональной подготовки при помощи учителя.

д) Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, связан дальнейшим продолжением образования и будущей профессиональной карьерой и выбором образа жизни. Но предусматривают ли официальные документы решение этой жизненно значимой для каждого выпускника проблемы? К сожалению, нет. Соответственно и практика не показывает положительных результатов.

Например, учащиеся выпускного ΙΧ класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, «за компанию» с товарищами, по совету взрослых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняется свой выбор профиля дальнейшего обучения.

По данным центра социально-професионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками, половина учащихся, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда. Так 46% респондентов ориентированы на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателям», не умеют оценить свои возможности, 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выде ...

Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...

Математические понятия, их содержание и объём, классификация понятий
Понятие – форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных свойств объекта. Математические понятия имеют свои особенности: они часто возникают из потребности науки и не имеют аналогов в реальном мире; они обладают большой степенью абстракции. В силу этого желательно показать уч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru