Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 3

Поэтому не случайно, что до 15–20% абитуриентов, поступающих в систему начального профессионального образования, оказываются непригодными к избранной профессии; 20–25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности. Лишь 28% выпускников школ намерены работать в сфере материального производства.

А вот какие выводы были получены в результате пилотажных исследований по предварительной диагностике личностной готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, а также в процессе апробации различных психолого-педагогических методик в VIII–IX классах московской средней школы №1188 и среди ребят – членов Экспериментального центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина», где автор работал педагогом-психологом.

Выводы таковы:

v у большинства подростков недостаточно развиты личностные качества, актуальные для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения, а также для возрастного развития: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, самостоятельность, эмоциональная гибкость, сила воли;

v у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в тех или иных специалистах, о возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии;

v занижена потребность в профессиональном самоопределении – имеется в виду наличие способностей, знаний, интереса в продолжении образования;

v не учитываются при выборе специальности интересы семьи и ближайших родственников, а также потребности в кадрах своего региона и страны в целом; будущая профессиональная деятельность не соотносится с благосостоянием, обороноспособностью государства;

v не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление заработать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.

Поэтому с учетом современной социальной ситуации можно говорить о существовании социально-педагогического противоречия между недостаточным развитием у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, с отсутствием у них зрелых мотивов выбора и необходимостью сделать шаг к первичному профессиональному самоопределению, каким становится выбор профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.

К причинам сложившегося положения следует отнести: отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки будущих кадров еще на школьной скамье; нежелание педагогической общественности уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников. Главный их аргумент – дать знания, а все остальное приложиться. К тому же у родителей нет должной педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов. Слишком слабы контакты между всеми субъектами образовательной деятельности: отсутствует преемственность школы между начальным, среднем и высшем профессиональным образованием. Поэтому напрашивается вывод: в общеобразовательной школе должна быть создана целостная система вооружения учащихся универсальными знаниями, умениями и навыками, приобщения к самостоятельной деятельности, связанной с избранным профилем обучения и формирования ключевых компетенций, определяющих качество содержания образования.

В последние годы в ряде зарубежных стран получила широкое распространение концепция формирования у молодежи универсальных социальных компетентностей. Например, в США данная образовательная стратегия закрепила в качестве приоритета в законодательных документах: докладе Комиссии 1991 г., ориентированном на достижение необходимых навыков, Акте К. Перкинса от 1998 г., призыве Д. Буша «Ни один ребенок не должен быть отстающим» и др.

Комиссия 1991 г. в своем докладе «Какие требования мир труда предъявляет к школам» установила, что ноу-хау на рабочем месте определяет эффективное профессиональное поведение и состоит из двух элементов: ключевых компетентностей и группы базовых навыков и личностных качеств, которые лежат в основе любой трудовой деятельности. К первым относятся: мысленнодеятельностные операции, межличностные отношения, способность адаптироваться в информационном обществе, овладение новыми технологиями, а также обретение личностных качеств. Воплощение этих требованием обеспечивает содержание основной подготовки для всех учащихся независимо от того, пойдут они после школы работать или продолжат образование. Важно, чтобы они участвовали в деятельности, способствующей профессиональному самоопределению обучаемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Уровни профессиональных деформаций
Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных ор ...

Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные техн ...

Цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение , ставится задача создания «системы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru