Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 5

Особенно это касается ситуации с подростками. Здесь интерес все больше перемещается с учебных предметов в другую сферу внешкольной деятельности; здесь часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические, что, безусловно, с одной стороны, является проявлением возрастных особенностей; а с другой, отражается на школьных занятиях – интерес к ним снижается, успеваемость падает. Даже тогда когда во внешкольной сфере развиваются познавательные интересы – например, к физике, истории и т.д., – они во многих случаях отрицательно отражаются на школьной успеваемости подростков и старшеклассников: читая и делая что-то дополнительно, сверх программы, они не всегда выполняют задания учителя – они им уже не интересны. Поэтому определить интерес учеников по школьным отметкам нельзя, для этого нужна кропотливая работа, неоднократные беседы с учащимися, наблюдения, тестирования, экспериментальные занятия. Это важный период для первичного выбора будущей профессии, основанного на осознании своих интересов и способностей.

Профилизация обучения возможна только на базе усвоения широкого спектра знаний и освоения в различных видах деятельности, когда важно пережить успех и закрепить его. А специализация с учетом выбора ученика при отказе от перегрузок школьных программ – это прерогатива старшей школы, которая будет осуществлять профильное обучение, обеспечивая сохранность психического и физического здоровья учащихся.

Психологи МЦ «Преображение», осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Тулы, проводят мониторинг с целью выявления уровня умственного развития учащихся 9-х классов. Как видно из этих данных, большинство девятиклассников показывает средний уровень выполнения заданий школьного теста умственного развития, разработанного группой научных сотрудников Института психологии РАО.

Таблица №2

Уровень

Количество учащихся, %

всего

мальчики

девочки

Высокий

8,4

6,3

10,6

Средний

70,9

68,3

73,6

Низкий

20,6

25,4

15,7

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство девятиклассников имеют средний уровень умственного развития. Количество подростков с низким уровнем умственного развития больше, чем с высоким.

Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно заметить, что мальчиков с низким уровнем умственного развития больше, чем девочек, среди девочек больше учащихся с высокими и средними показателями.

Анализируя результаты выполнения тестовых заданий, отнесенных к разным школьным предметам, можно отметить, что наиболее усвоенными школьными предметами у девятиклассников являются литература и русский язык, за ними следуют география, математика и физика, биология, история.

Девочки оказываются более успешными в выполнении заданий по всем школьным предметам. Это объясняется более высокой учебной мотивацией девочек, их усидчивостью, более высоким уровнем социализации и, как следствие, более высокой коммуникабельностью и информированностью.

Наиболее успешно учащимся 9-х классов выполняются задания с конкретными понятиями, затем – с абстрактными и менее успешно – смешанные. В выполнении заданий с абстрактными, конкретными и смешанными понятиями девочки опережают мальчиков. Девочки, в отличие от мальчиков, более успешно выполняют задания с абстрактными понятиями, затем – с конкретными и наименее успешно – смешанные. Это говорит о том, что уровень развития мышления девочек более соответствует возрастной норме, чем у мальчиков, так как в подростковом возрасте уже должно быть достаточно хорошо развито абстрактное мышление, у девочек же уровень развития абстрактного мышления несколько выше, чем конкретного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Система задач для обучения учащихся 8-9 классов по теме «Основы социальной информатики»
Целью создания системы задач является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися средних общеобразовательных заведений. Туда включены контрольные вопросы по данной теме, упражнения для самостоятельного выполнения в ...

Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП
Цель констатирующего эксперимента - определение формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать состояние сформированности произносительной стороны речи у детей с ДЦП. 2. Выявить особенности логопедической ...

Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru