Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Страница 3

В методике «связная речь» употребляется в 3 значениях: 1)связная речь - процесс, деятельность говорящего, пишущего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3)название раздела работы по развитию речи. Так как наряду с термином «связная речь» употребляются как синонимические наименования «высказывание», «текст», уточним их значение.

Высказывание в лингвистике – это сообщение, акт коммуникации. Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической структурой (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская). К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описания, повествования и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Текст — это и есть «объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов».

Для методистов высказывание - это и речевая деятельность ученика, и результат этой деятельности. «Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание во втором значении («результат речевой деятельности»).

Довольно часто текст определяется как «произведение речи, воспроизведенное на письме или в печати». Такое широкое толкование понятия сложилось в тот период лингвистики, когда текст рассматривался как языковой материал, из которого извлекались для изучения те или другие единицы языка - слова, словосочетания, предложения. Текст рассматривался как конкретное высказывание любого объема, текстом могло быть названо и отдельное предложение-высказывание, и ряд отдельных самостоятельных, не объединенных темой предложений, и, конечно, связное высказывание - «связный текст». По мере того как менялась точка зрения на текст, и он из материала для наблюдений становился предметом изучения, изменялось и содержание этого понятия.

Как объект лингвистики текст представляет собой группу предложений, объединенных общим смыслом и структурой. Внимание исследователей направлено на выяснение явления целостности текста, на выявление общих закономерностей строения.

Связность текста воспринимается как его сущностное свойство, нашедшее отражение и в этимологии термина: textum - лат. «ткань, сплетение, соединение». Следовательно, проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, два предложения. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов.

Указанная особенность современного толкования понятия весьма существенна для методики, так как дает возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех текстов и вести обучение связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путем. Одной из характеристик текста как членимость, смысловая цельность и структурная связность, признаются всеми исследователями. Рассмотрим подробно эти признаки текста. 1. Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений, одно предложение, даже очень распространенное, сложное, которое, безусловно, является произведением речи, мы, тем не менее текстом не назовем. Вот, например, описание вечера у П. Григорович.

« .Воздух получает остроту и звонкость и живительно возбуждает нервы; небо уходит как будто выше в глубину и не омрачается ни одной тучкой; деревья с пожелтевшими листьями стоят от маковки до корня все золотые, как в сказках; черные, сухие ветки дубов, опустелые скворечницы и колодезные шесты четкими линиями обозначаются теперь в чистом небе, как бы проникнутом зеленоватой сквозиной.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

План учебной мастерской по профессии
Демонтажно-монтажная мастерская. 4.3 Описание рабочего места мастера и обучающегося, его оснащения и организации Под рабочим местом обучающегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного обучающегося (бригады) имеющую необходимое для выполнения учебно-прои ...

Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в шко­ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами искусства, при­учению ...

Особенности психического и физического состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая особенности морфофункционального развития, Ю. Змановский отмечает существенный рост детей 6-7 лет в росте и весе в настоящее время по сравнению с 70-ми годами 20 века: «Их общее физическое состояние становится более гармоничным в связи с изменениями пропорций тела: темпы роста туловища ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru