Пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, должен быть всегда ориентирован, на каком месте он находится, что уже написано им, и что еще предстоит написать. Без этого каждый перерыв в письме разрушил бы нужную последовательность, и каждая пауза приводила бы к разрушению замысла. В замысел вторгались бы случайные моменты, предвосхищаемые пишущим, или учащийся внезапно начинал бы записывать элементы, переместившиеся из конца слова или фразы, или же он повторял бы по несколько раз уже написанное им слово, слог, букву. Так действительно бывает в состоянии рассеянности, когда возможность четко формулировать мысль и следовать за нужной последовательностью слов исчезает.
Все это говорит о том, что замысел, подлежащий превращению в развернутую фразу, необходимо не только удерживать, но с помощью внутренней речи в дальнейшем превращать в развернутую структуру фразы, части которой должны сохранять свой порядок. Это означает, что сохранение задуманной схемы той фразы или того слова, которое должно быть записано, обязательно должно тормозить все посторонние тенденции - как забегание вперед и преждевременное написание того или другого слова, звука, так и повторение уже написанного слова или звука, его «персеверацию».
Таким образом, основу структурной организации текста составляют отношения коммуникативной преемственности между предложениями. Чтобы обеспечить связность при построении текста, нужно расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинить коммуникативной задаче высказывания.
Овладение умениями логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, преднамеренному изложению мысли, т. е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Исследованиями лингвистов и методистов доказано: реальной синтаксической единицей связной речи является не столько предложение, сколько группа предложений, тесно связанных между собой как по содержанию, так и по структуре. Эти группы ученые называют по-разному: сложные синтаксические целые (А.П. Пешковский, Н.С. Поспелов, Л.М. Лосева, С.Г. Ильенко и др.), сверхфразовые единства (И.Р. Гальперин, Т. М. Николаева, и др.), линейно-синтаксические цепи (Н.Д. Зарубина). Наиболее часто употребляемый термин «сложное синтаксической целое», хотя для учащихся более понятным и удобным будет термин «связное высказывание» или «высказывание», обозначающий отрезок текста, состоящий из нескольких взаимосвязанных по содержанию и синтаксическому построению предложений.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) - это отрезок текста, в котором несколько предложений составляют целое на основе единства содержания и структуры; оно отличается относительной замкнутостью и синтаксической и интонационной завершенностью. Такое выделение особых синтаксических единиц текста имеет не только теоретическое значение для лингвистики, например, при анализе структуры текста, но и практическое значение при обучении учащихся связной речи.
В основе смысловой структуры ССЦ лежат определенные типы (способы) и средства соединения предложений между собой. Выделяют ССЦ с цепной и параллельной связью. При цепной связи второе предложение опирается на первое; третье - на второе и т. д. Мысль в этом случае развивается последовательно.
Структура ССЦ с параллельной связью характеризуется наличием самостоятельных предложений одного типа или с похожим синтаксическим построением; наличие межфразовых связей создает логическую последовательность в повествовании и описании.
Как утверждает А.Г. Зикеев, «устранение имеющихся у учащихся недостатков в оформлении законченных в смысловом отношений отрезков текста, абзацев, сложных синтаксических единиц возможно лишь в процессе целенаправленного обучения правилам построения связного текста, созданием таких условий, при которых будет уделяться внимание не только содержание, но и средствам межфразовых связей (лексические средства: лексические повторы, использование местоимений, наречий, числительных; грамматические средства: порядок слов в предложении, использование союзов, частиц, вводно-модальных слов, единство видо-временных форм глаголов, сказуемых, построению сложных синтаксических целых как минимальных единиц связного текста». Однако, поскольку такое обучение должно осуществляться на фоне ОНР, то оно существенно отличается и по задаче, и по содержанию от того, что может быть предложено нормально развивающимся детям. При этом наиболее доступной и легко усваиваемой является цепная связь, реализуемая с помощью лексических повторов и личных местоимений.
Информация о ообразовании:
Анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой
деятельности
Анализ статьи Черкасовой показал, что для начала нужно изучить возможности детей. Затем организовать трудовые поручения с простых заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность определенного поручения. В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение выполн ...
Клинико – психолого - педагогическая
характеристика детей с нарушением слуха
Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучать ...
Особенности
несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего
недоразвития речи
Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них ...