Таблица 3
Психологические корреляты, стимулирующие формирование патриотического потенциала (психолого-методическое обеспечение формирования патриотического потенциала)
Психологические корреляты |
Стилевые характеристики патриотического потенциала |
Цели и результаты |
Семья |
Обращаясь к родителям, старшим членам семьи А.С.Макаренко отмечал: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» |
Формирование сенсорно-перцептивной организации у ребенка. Корректировка чувственного развития ребенка. Усвоение ребенком норм и правил семейного быта, семейных отношений, семейных традиций |
Ощущения |
Ощущение — источник познания. Осмысление окружающего мира, его значимых свойств и явлений. Развитие индивидуально-личностного, чувственного познания во взаимодействии с внешним миром. |
Развивать индивидуально-личностное чувственное познание в процессе взаимодействия с внешним миром. Совершенствовать чувствительность Особенно учитывать психологические знания о развитии ощущений, их адаптационном военно-патриотического воспитания. Формировать и развивать культуру ощущений. |
Восприятие |
Восприятие — более высокий уровень чувственного познания. В восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее. |
Нужно воспитывать у детей положительные чувства в связи с высоким уровнем восприятия природы, прививать им любовь к ней и ко всему «родному, красивому». |
Наблюдение Наблюдательность Любознательность |
Наблюдение, наблюдательность, любознательность — стержневые составляющие восприятия. |
Нужно уметь или учиться развивать в себе адекватную наблюдательность, чтобы воспринимать все окружающее таким, каким оно есть. |
Представление |
Представления — это субъективные образы раннее воспринимавшихся образов ощущений и восприятий. Представления отличаются большой изменчивостью и обобщенностью. |
Сформировать правильные представления об окружающем мире. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на поведении и отрицательно сказаться на нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании. |
Память |
Значение памяти велико для всех видов деятельности и особенно для познавательной, Ориентация на длительное сохранение запоминаемых положительных явлений, предметов, связанных с детством. Родиной. традиций. |
Сформировать патриотические чувства у юного поколения на основе боевых традиций поколения отцов, дедушек, народа; на прошлых трудовых подвигах русских людей. |
Воображение |
Воображение — это формирование новых образов. Познавательная роль воображения, особенно в творческой деятельности. |
Развивать вдохновение, сформированное на положительных поступках во имя Родины, Формирование воображаемых патриотических образов будущего своей Родины. |
Речь Язык Общение |
Язык есть форма отражения действительности, выраженная в произносимых словах, например, Родина, Отечество, народ, патриотизм и т.п. |
Формирование идейно-патриотического мировоззрения. Осознание, осмысление его через такие произносимые понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п. Формирование патриотических убеждений |
Эмоционально-волевые процессы' Эмоциональное состояние |
Чувства (эмоции) — высшие переживания человека. Имеют социальную окраску, например, чувство патриотизма, чувство долга перед Отечеством, чувство коллективизма, интернационализма, чувство чести и т.п. |
В процессе формирования этих процессов очень важно научить, чтобы «не чувства управляли человеком, а он ими».Формирование патриотических настроений, чувств |
Самооценка |
В самооценке «интегрируются не только представления субъекта о самом себе (не всегда осознанные), благодаря сличению собственных качеств с особенностями других людей, но и его притязания, его собственный проект самореализации» |
Формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей. Формировать оценку обобщенной модели собственного поведения, своего «Я». |
Игровая деятельность |
К.Д.Ушинский считал, что для ребенка игра — действительность и она гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы реальной жизни. |
В процессе игры воспитывать воображение, уверенность в себе, «мужественное преодоление трудностей». Развивать патриотическую направленность, чувство коллективизма |
Информация о ообразовании:
Понятие игровой деятельности
в психолого-педагогических исследованиях
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Вместе с тем, по замечанию С.Л. Рубинштейна (1989), игра, невольно чаруя и привлекая как жизненное явление, оказ ...
Отрасли современной педагогики
Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки. 1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педаг ...
Возрасная и педагогическая психология
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т. д. Психика человека находится в состоянии постоянного развития и развивается она в процессе овладения ребенком опыта, накопленного человечеством ...