Образная память у глухих детей, так же как у слышащих, характеризуется осмысленностью. По характеру произвольного запоминания глухими детьми наглядного материала можно заключить, что в их памяти образа предметов в меньшей степени, чем у слышащих, организованы в систему. Глухие дети реже пользуются приемами опосредственного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Все это накладывает отпечаток и на прочность запоминания, то есть длительность хранения материала в памяти. В развитии словесной памяти также наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях, специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.
Что же касается особенностей развития мышления, то глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем, чем слышащие, возрасте и более элементарными способами действия. В связи с более поздними строками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесного-логического мышления, происходит в течение более длительного времени, чем у нормальнослышащих. В развитии понятийного мышления у глухих детей наблюдается значительно больше отставание и своеобразие, чем в развитии наглядно-образного.
Исследования Е.Г. Речицкой и Е.А. Сашиной свидетельствуют об отставании в развитии комбинаторных механизмов воображения, которое проявляется в большей стереотипности, шаблонности создаваемых глухими образов, меньшей оригинальности, их привязанности к заданным моделям, образцам действий, трансформаций имеющихся представлений.
Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата, что накладывает еще большие трудности на овладения речью.
Большое влияние на успешное овладение устной речью, ее восприятие и произношение имеет вибрационная чувствительность. Так, например вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением.
У детей с нарушениями слуха наблюдаются те тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание в его развитии, особенно в развитии сложных видов осязания.
Такие различия в развитии глухих и слышащих детей наблюдаются до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия престают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
Таким образом, основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, заменяющих акустических и равных им по значению.
Информация о ообразовании:
Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования»
и наглядные пособия А. П. Сапожникова
Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через ...
Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...
Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...