Таким образом, мы видим, что глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создания системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования классов (групп) в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Г.М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л.С. Высотского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с нарушениями слуха, Рахиль Марковна определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.
Таким образом, нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.
Важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т.е. без специального обучении. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отличается и прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения. В соответствии с этими критериями, Г.М. Боскис выделила две основные группы детей глухие и слабослышащие.
К группе глухих (неслышащих) относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют:
¨ Ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
¨ Позднооглохшим: Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже сформирована. Главной задачей в работе с ними являются закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи и обучение чтению с губ.
¨ Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью затрудняющей слуховое развитие, но с сохраненной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения.
С учетом состояния речи Р.М. Боскис выделила две категории слабослышащих детей. Первая категория – слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонематического строя речи). Вторая группа слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонематическом оформлении.
Информация о ообразовании:
Рейтинги ФА-ФИ 2000-2010 гг
Рейтинг экономических ВУЗов 2012 - 2013 гг. представлен в таблице 1.1 Таблица 2.1 – Рейтинг экономических ВУЗов 2012 - 2013 гг. Ранг Название вуза Рейтинг 1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 4,708 2 Московский государственный институт международных отношений (университет) ...
Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность
Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда ...
Взаимодействие доу с
неполными семьями в современных социально-экономических условиях
Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С друго ...