Тем не менее, реальные и ожидаемые в ближайшем будущем перемены велики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой, и охватывают значительную часть жизни общества и личности.
Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.
Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют «информационными революциями».
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному; это сделало письменность более доступной и, в значительной степени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародыши того процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, которое нуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.
Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системы оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин ¾ «информационное общество».
Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации.
Парадоксально, но по мере перехода от одного этапа информационной революции к другому нарастали проявления, так называемого, «информационного кризиса» – явления, важнейшей чертой которого является превышение объема информации того уровня, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший 3-4 языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отслеживать почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможным полное прочтение книг, а третьей – полное владение оперативной информацией; и то, и другое – первые проявления информационного кризиса. Эти процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует владения полной информацией по соответствующей проблеме, ее осмыслению и анализу.
В полной мере информационный кризис проявился к середине ХХ века. Потоки информации стали столь огромными, что человек не имеет возможности воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения.
Возникновение больших потоков информации было обусловлено:
постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний; так, если в начале ХХ века число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе науки, не превышало десяти, то к концу века их стало на порядок больше, а объем каждого выпуска увеличился во много раз;
Информация о ообразовании:
О процедуре анализа урока и о типичных недостатках
Анализ урока рекомендуется проводить в тот же день или на следующий, чтобы не затруднить анализ проведенного занятия и сделать его более объективным. Для обсуждения урока нужно выбрать удобное для преподавателя время и место: свободный класс или кабинет. Непосредственному анализу урока должен предш ...
Рекомендации родителям одаренных детей
одаренность ребенок вундеркинд воспитание 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут вы ...
Использование дидактических средств, для организации работы по формированию
орфографической зоркости
Наряду с описанными выше средствами, такими, как различного вида таблицы, памятки и алгоритмы, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью. К ...