Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (не исполь-ся). 2.спо-ти пред-ют собой высокий уровень развития общих и спец. ЗУНов, обеспеч-х успешное выполнение чел-ом различных видов деят-ти (18-19в). 3.сос-ти-то, что не сводится к ЗУНам, но объясняет (обес-т) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Значительный вклад в разработку спо-ей внёс Теплов. В последнем понятии, по его мысли заключаются 3 основные идеи: 1. спос-ти- индив-но-псих-е особ-ти. 2.спос-ти- особенности успешного выполнения к-л деят-ти. 3. спо-ть не содится к тем ЗУНам, кот. уже выработаны у данного чел-ка. Умение- спо-ть выполнять опред-е действия, с хорошим кач-ом, и успешно справлятся с деят-ю, включ. эти кач-ва. Навык-доведённое до автоматизма умение. Рассм. классиф. спос-ей. Различают природные и специф-е спос-ти. Прир-е-явл общими спос-ти у чел-ка и животных. Такими явл восприятие, память, мышление. Эти спос-ти связаны с врождён-ми задатками. Общие спос-ти включ те, кот опред-ся успехи чел-ка в самых различных видах деят-ти. Спец спо-ти опред-т успехи чел-ка в специф-х видах деят-ти (муз-ые, матем-е, техн-е), для осущест-я кот нужны задатки. Теорет и практ-е спос-ти отлич-ся тем, что первые предопределяют склонность чел-ка к абстрактно-теорет-м размышлениям, а вторые-к конкретным действиям. Учебные и творческие спос-ти отлич друг от друга тем, что первые опред-т успешность обучения и воспит, усвоение чел-м ЗУН, формирование кач-в лич-ти, вторые- создание предметов матер-ой и дух-ой куль-ры, т.е. индив-ое творч-во. Спос-ти к общению, взаимод-ю с людьми, а так же предм-но-деятельнос-е или предм-но-познав-е-соц обусловлены. Предм-но-деят-е-спос-ти межлич-го восприятия и оценивания людей, спо-ти входить в контакт с различ людьми. Предм-но-поз-ые именуются спос-ти к различным видам теорет и практ деят-ти. Межлич-ое спос-ти имеют не меньшее знач-е. Без владения речью как сред-ом общения, умения адаптир-ся к людям, взаимодейств-ть с ними, нормальная жизнь и псих-ое рав-е было бы невозможно. Сп-ти не только совместно опред-ют успешность деят-ти, но и взаимод-т друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различ высокоразв-х спос-ей наз-ют одаренностью,эта хар-ка относится способному ко многим видам деят-ти. У чел-ка есть 2 вида задатков: врождённые и приобретённые. Все спос-ти в процессе раз-ия прох-ят ряд этапов. Чтобы спос-ть поднялась в своём раз-ии на более высокий уровень, необх-ма чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний уровень по отнош-ю к высокому уровню выступает в виде задатка. Задатки обуславливают некот индив-ые особ-ти формир-ия спос-ей.Зависимость раз-ия спос-ей от задатков изучает псих-я индив-х различий. Индив-ые раз-ия порождаются многочисл и сложными взаимод-ми м/у наследс-ю индивида и его средой. Влияние среды, как и возд-ие насл-ти, начинает прояв-ся уже при рождении реб-ка. Были пров-ны иссл-ия, в рез-те кот-х выяв-но, что влияние среды на псих-ое и повед-ое раз-ие индив-да более сильное, чем возд-ие насл-ти. Много внимания изучению инди-х разл-ий детей было уделено в иссл-х Теплова. Он устанавливал- сущ-ют ли врождённые типы высшей нервной деят-ти и чем они опред-ся. Здесь проверялась гипотеза, что генетически обусловленым фактором явл тип нервной сис-мы. Но св-ва нерв сис-мы не предопредел-ют псих-ие кач-ва и формы поведения чел-ка, и их по этому нельзя рассм как задатки к развитию спос-ей.
Соц спос-ти- это высшие, культурно обуслов-ые спос-ти, свойст-е лишь чел-ку. Они формир-ся и разв-ся иначе, чем те кот имеют явно выраженные биол-ие задатки. Условиями раз-ия соц спос-ей явл: 1. наличие общ-ва, соц-но культ-ой среды. 2. отсутие прир-ых задатков к пользованию соотв-ми пред-ми. 3. необ-ть участия в различных сложных видах чел-ой деят-ти. 4.наличие с рождения вокруг чел-ка людей обладающих необх-ми ему спос-ми.5.отсут-ие у чел-ка жестких сруктур пов-ия типа врожд-ых инстинктов. Эти условия необ-мы для превр-ия чел-ка в соц сущ-во, приорет-ее и развив-ее в себе спос-ти. Соц-куль-ая среда позв-ет разв-ть спос-ти. Необход-ть включения в специф-и челов ие выды деят-ти с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них спос-ей, а затем создают у них потребности в самос-ом приоб-ии этих спос-ей.
Информация о ообразовании:
Проект
программы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста
в ДОУ «Золотой ключик» г. Москва
1. Общие положения Кризисные явления в современном обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у взрослых, что отразилось на состоянии детей старшего дошкольного возраста, снизило их творческую активность, замедлило их физическое и психическое развитие, вызвало отклонен ...
Особенности проявления лексических
ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...
О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе
города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...