Эмоции - особый класс субъек-х псих-х сост-ий, отраж-х в форме непосред-х переживаний, ощущений приятного или непри-го, отн-ия чел-ка к миру и людям, процессы и рез-ты его практич-ой деят-ти. К классу эмоции отн-ся настроение, чув-ва, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, и лучше преднастраиваться на совместную деят-ть и общение. Данный факт убедит-но док-ет врожденный хар-р основных эмоций. Однако врожд-ми явл далеко не все эмоц-но-экспрес-ые выражения. Нек-е из них, преоб-ся прижизненно в рез-те обучения и восп-я. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возн-ли в процессе эволюции как ср-ва, при помощи кот живые сущ-ва устан-ют значимость тех или иных усл-й для удов-ия пот-ти. Эмоц-но выраз-ые движения чел-ка- мимика, жесты-выполняют фун-ю общения, а так же фун-ю воздействия- оказание опред-го влияния на того кто явл суб-ом восприятия эмоц-но выраз-х движений. У высших жив-ых, и особенно у чел-ка, выра-е движ-ия стали тонко дифференц-ым языком, с пом-ю кот они обменив-ся инф-ей. Это –экспрес-ая и коммун-ая фун-ия эмоции. Эмоции выст-т как внутр-ий язык, как сист-ма сигналов. Особен-ть эмоции- они непос-но отраж-т отн-ия м/у мотивами и реализ-ей отвеч-й этим мотивам деят-ти. Эмоции в дет-ти чел-ка выполн-ют фун-ю оценки. Регулятивная фун-я- регулир-ет процесс позн-ия. В крит-х усл-ях при неспос-ти суб-та найти быстрый и разумный выход из опасной сит-ии возн-ет особый вид эмоц-ых процессов-аффект. Одно из сущ-ых прояв-й аффекта- он пред-ет собой опред-ый закреп-ся способ «аварийного» разрешения сит-ии. На интеграт-но-защит-ю фун-ю эмоции указывал Анохин. Все фун-ии орг-ма, эмоции сами по себе могут быть обсол-ым сигналом полезного или вредного воздействия на орг-м. Благодаря вовремя возникшей эмоции орг-м имеет возм-ть чрезвычайно выгодно приспособится к окр-м усл-ям. Самая старая по происх=ию форма эмоц-ых переж-ий- удовольствие, получ-е от удовлет-ия орган-их потреб-ей, и неуд-ия, связ-ое с невоз-ю это сделать. С особ-ми переж-ых нами эмоц-х сост-ий связ-ны возн-е ощущ-я. Основ-е эмоц-е сос-ия, делятся на эмоции, чув-ва и аффекты. Эмоции и чув-ва предвосхищ-т процесс, напр-й на удовл-е потр-ти. Они выр-т смысл сит-ии для чел-ка с точки зрения актуальной потр-ти. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображ-ми сит-ми. Они как и чув-ва восприн-ся чел-ом в кач-ве его собст-х внутр=х пережив-й. Эмоции относ-но слабо прояв-ся во внешнем поведении. Они сопровожд-т тот или иной повед-й акт, даже не всегда осозн-ся. Чув-ва чел-ка, напротив, внешне всегда заметны. Эмоции и чув-ва- личн-е образования. Они хар-ют чел-ка соц-но-псих-ки. Подчеркивая собственно личностное значение эмоц-х процессов. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотивов и до рацион-й оценки адекват-ти ему деят-ти суб-та. Чув-ва не носят предм-й хар-р, они соверш-ся и разв-сь, образуют ряд уровней, начиная от непосред-х чув-в и кончая высшими чув-ми. В инд-ом разв-ии чел-ка чув-ва играют важную социализ-ю роль. Они выст-ют как значимый фактор в формир-ии личности. Чув-ва-продукт культ-но-истор-го раз-ия чел-ка. Они связаны с опред-ми предметами, видами деят-ти и людьми, окруж-ми чел-ка. Аффекты-это особо выраж-е эмоц-ые сост-я, сопров-е видимыми изменениями в повед-и чел-ка, кот их испыт-ет. Это реак-я, кот возн-ет в рез-те уже соверш-го дей-я и выр-ет собой его суб-ю эмоц-ю окраску. Аффекты препят-т нормальной орган-ии пов-я, его разумности. Протекают бурно, быстро, сопров-ся резко выраж-ми двигат-ми реак-ми. Одним из наиболее распрос-х видов аффектов явл стресс. Он пред-ет собой сост-е чрезмерно сильного и длит-го псих-го напр-ия, кот возникает у чел-ка, когда его нервная сист-ма получ-ет эмоц-ю перегрузку. Стресс нарушает нормальный ход поведения чел-ка. Страсть- ещё один вид эмоц-х сост-ий. Предс-т собой сплав эмоций, мотивов и чув-в, сконцетр-ых вокруг опре-го вида деят-ти или предмета. Объектом страсти может стать чел-к. Каждый из описанных видов эмоций имеет подвиды, кот могут оцениваться по разным параметрам – нап-р: интенсив-ти, продолжит-ти, глубине, осознан-ти, происх-ию и т.д.
Эмоции неотд-мы от лич-ти. В эмоц-ых проявл-х лич-ти можно выделить 3 сферы:её органическую жизнь, её интересы матер-го порядка и её духовные потреб-ти, т.е. органич-ю чувств-ть, предм-ые чув-ва и мировоз-ие чув-ва. Оранич-е чувствит-ть- элементарные удоволь-я и неудов-я. Предм-е чув-ва связаны с опред-ми предметами. Мирово-е чув-ва связаны с моралью и отнош-ми чел-ка к миру и людям. Эмоции чел-ка прежде всего связаны сего потреб-ми, они отраж-ют сост-ие, процесс и рез-т удовлет-ия потреб-ти. Люди как лич-ти в эмоц-ом плане отлич-ся друг от друга по многим параметрам: эмоц-ой возбуд-ти, длительности и устойчив-ти возник-щ у них эмоц-х пережив-й. Вопрос связи эмоций и мотивации предся не таким простым: с одной стороны простейш-е виды эмоц-х переж-й вредли обладают для чел-ка выраж-ой мотивирующей силой. Они или не влияют на поведение или влвсе его дезорганизуют. С др. стороны такие эмоции мотивируют повед-е направляя и поддерживая его. 2 сущест-й момент сама сист-ма и динамика типичных эмоции хар-т чел-ка как лич-ть. ЯОсобое значение для такой хар-киимеют описания чув-в типичных для чел-ка. Высшие чув-ва несут в себе нравственное начало. Одним из таких чув-в явл совесть Она связана с нравств-ой устойч-ю чел-ка. Его принятием на себя моральных обязательств перед др людьми и неукоснителным следованиям им. Совестл-й чел-к всегда послед-т и устойчив в своём поведении. Эмоции чел-ка прояв-ся во всех видах чел-ой деят-ти и особенно в худ твор-ве. Они входят во многие псих-ки сложные сос-ия чел-ка всегда выступая как их органич-я часть. Такими комплес-ми сост-ми явл юмор, ирония, сатира и сарказм. Юмор- эмоц-ое прояв-е такого отн-ия к чему-либо или к кому-либо, кот несёт в себе сочетание смешного и доброго. Ирония- сочетание смеха и неуважит-го отн-ия, чаще всего пренеб-го. Сатира- обличение опред-но содерж-ее осуждение объекта. Сарказм- прямая издёвка, насмешка над объектом. Кроме этих сложных сот-й и чув-в отметим трагизм- эмоц-ое сост-ие, возни-ее при столкн-ии сил добра и зла, и победе зла над добром. Последнее особое чел-ое чув-во – любовь. Настоящая любовь-всупление во взамоотн-ия с др чел-ом как духовным сущ-ом. Явл вхождением в непосред-е отн-я с лич-ю любимого. Чел-к кот любит по наст-му, меньше всего задумывается о каких-то псих-х или физ-их хар-х любимого. Наст-ая любовь пред-ет собой дух-ю связь одного чел-ка с др-м подобным ему сущ-ом. Т. об. сущест-т 2 точки зрения на вопрос раз-ся ли эмоции и чув-ва в течение жизни чел-ка. 1. эмоции не могут раз-ся, т.к. они связаны с функц-ем орг-ма и особ-ми кот явл врожденными. 2. эмоц-ая сфера чел-ка разв-ся.
Информация о ообразовании:
Школа - социокультурный центр
Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на се ...
Понятие коллектива
В « Словаре русского языка » С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: « Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами ». такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, ...
Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению ...