После того, как учащиеся познакомятся с предметами, им предлагается разместить их следующим образом: по середине «комнаты» – журнальный столик,, слева от него – одно кресло, справа – другое, в центре над столиком – светильник, слева у самой стены – торшер, а справа у самой стены – напольная ваза с цветами. Закончив оформление «интерьера», учащиеся делают зарисовку у себя в тетрадях.
Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Вот некоторые из них:
рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик»;
рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки»;
рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели»;
рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки»;
рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют»;
рисование замкнутых кругов линий: «воздушные шарики», «разные колечки», «бублики», «разноцветные колеса», «мячики большие и маленькие», «арбуз, апельсин, яблоко, орех».
Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:
зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета;
составление контура этого предмета из палочек или спичек;
построение заданной формы с помощью шаблона (для учащихся с грубыми нарушениями моторики);
передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета);
рисование этой формы в воздухе;
рисование по уже готовым контурным линиям (светлый контур обводят более темным карандашом);
рисование предмета с использованием опорных (вспомогательных) точек;
штриховка и раскраска контурных изображений;
рисование на бумаге в клетку;
рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.
Гимнастические упражнения для развития движений руки.
При обучении детей, у которых моторика характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, рекомендуется систематически перед началом рисования проводить гимнастические упражнения.
Отдельные упражнения для ведущей руки (под счет):
похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);
постучать согнутым пальцем по парте;
провести попеременно похлопывание и постукивание согнутыми пальцами по парте;
погладить поверхность парты;
сжать руку в кулак, разжать ее;
согнуть пальцы одновременно и по очереди;
поочередно противопоставить большому пальцу все остальные.
Упражнения с предметами:
составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);
вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);
разобрать «колодец» по одной цветной палочке; сложить их обратно в коробку;
сжимать маленький мячик (комочек ваты);
раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди шарики из пластилина;
прокатывать цветную палочку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и средним.
Таким образом, в ходе проведенной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта мы предполагаем, что при применении различного рода упражнений и уроков по изобразительной деятельности подобных тем, которые мы привели выше, учитель, и не только он, сможет исправить недостатки не только внимания, но и мелкой моторики, которые отрицательно влияют на изображение предметов окружающей действительности.
Информация о ообразовании:
Развитие детского коллектива
Важную роль в развитии теория детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявляться в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарское движение в пионерском лагере «Орленок»). Во главе комм ...
Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...
Психометрия
Псих-ку часто наз. психометрией. Психометрия - область психодиаг-ки, связ-ая с теориейи практикой измерений в пис-ии. Это понятие было введено нем. исслед-м Х. Вольфом. Разделяют общую психометрию и дифференциальную.1.К общей психометрии относят измерения общепсих-го хар-ра, т.е. функцион-ой зависи ...