Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение лабораторно-практического занятия на «накале страстей». Исследования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соотношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональность вредна на трудных и насыщенных уроках экономики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уроков русского языка.
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся. При традиционной классно-урочной системе обучения эта проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индивидуализации подробно разбираются в курсе педагогики. Отметим те из них, которые особо значимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность . Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности в случае их игнорирования учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидактогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти особенности.
Особенности обучения детей со слабой нервной системой:
— не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;
— предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку;
— желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме;
— во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;
— по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;
— не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок;
— путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи этих учеников — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;
— в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;
— учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяснить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неизбежно, неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе;
— стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
Особенности обучения детей с инертной нервной системой:
— не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
Информация о ообразовании:
Понятие рейтинга ВУЗов
рейтинг университет академия Наиболее наглядными показателями качества обучения в вузе являются востребованность и конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, а также размер зарплаты, на которую они могут претендовать. Рейтинг основывается на данных, полученных из резюме нескольких тысяч ...
Понятие о психологическом климате
Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географи ...
Разновидности и функции эвристик в обучении математике
В процессе обучения математике бывает полезно давать общие рекомендации, облегчающие поиск решения задач либо наталкивающие на «открытие» новой закономерности, понятия, теоремы и так далее. Такие рекомендации различными преподавателями в области методики математики называются эвристические ориентир ...