— помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут отказаться выполнять такие задания;
— не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
— не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например от дел, которыми они были заняты на перемене);
— избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
— в момент выполнения заданий не надо их отвлекать;
— не следует требовать ответов по новому, только что пройденному материалу.
Создание на лабораторно-практических занятиях ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе рекомендованной формы.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если бы .».
Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу, каждую неудачу — как личное поражение!
Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам.
Проведение физкультурных пауз является обязательным условием организации урока. Оптимизация этого элемента режима учебного дня заключается в том, что учителям предлагается ориентироваться не только на игровую форму упражнений, но и на разгрузку тех систем органов ребенка, которые наиболее напряжены на уроке. Не менее значимым является «озвучивание» ученикам тех или иных упражнений для поддержания здоровья.
Время проведения физпаузы не следует регламентировать 20—25-й минутой урока, как это рекомендуется во многих гигиенических пособиях. Наилучшим индикатором является поведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся выражаются внешне, как правило, в некотором повышении непроизвольной двигательной активности и являются сигналом для проведения разминки.
Для обеспечения разнообразия проводимых физкультурных пауз желательна разработка недельного комплекса физминуток. Физпаузы можно проводить в произвольной форме: покачаться «березкой», «достать с неба», распластаться «кляксой» на стуле и так далее. Интерес к проведению физминуток у детей значительно повышается, если им предлагается самим участвовать в «изобретении» физминуток и их проведении.
Информация о ообразовании:
Понятие наглядности
Понятие наглядности в современном образовании анализируется нередко с различных точек зрения (объект, свойство, деятельность). Источником споров и расхождений является при этом не столько терминологическая несогласованность, сколько различия во взглядах на роль и место наглядности в познавательной ...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
с умственной отсталостью
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании - это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга. Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенн ...
Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» для
курса информатики основной школы
В данном параграфе описано содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» предназначенное для 8-9 классов средних общеобразовательных школ. План изучения данной темы составлен в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Который предполагает изучение дисциплины «Инфо ...