Введение понятий в школьном курсе математики

При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию.

Действие подведения под понятие имеет следующую структуру:

Выделение всех свойств, зафиксированных в определении.

Установление логических связей между ними.

Проверка наличия у объекта выделенных свойств и их связей.

Получение вывода о принадлежности объекта объёму понятия.

Выведение следствий – это выделение существенных признаков объекта, принадлежащему данному понятию.

В методике выделяют три пути введения понятий:

Конкретно-индуктивный:

Рассмотрение различных объектов как принадлежащих объёму понятия, так и не принадлежащих.

Выявление существенных признаков понятия на основе сравнения объектов.

Введение термина, формулировка определения.

Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.

Абстрактно-дедуктивный:

Введение определения учителем.

Рассмотрение особых и частных случаев.

Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.

При введении понятия первым путём учащиеся лучше понимают мотивы введения, учатся строить определения и понимать важность каждого слова в нём. При введении понятия вторым путём экономится большое количество времени, что тоже не маловажно.

3) Комбинированный. Используется для более сложных понятий математического анализа. На основе небольшого числа конкретных примеров даётся определение понятия. Затем путём решения задач, в которых варьируются несущественные признаки, и путём сопоставления данного понятия с конкретными примерами продолжается формирование понятия.


Информация о ообразовании:

Основные черты педагогического такта
В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать: 1. Предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru