Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо – пиктография.
Пиктография (лат.) – буквальный перевод «нарисованный», письмо рисунками. Передача какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.
Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы.
В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики.
Примером пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную символику и т.д. Ярким примером пиктографического письма является послание индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад.
«Основное содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя племен – направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, - знак единства их мыслей и чувств».
Узелковое письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое «узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.
Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.
Значение цветов: желтый узел – золото; белый узел – серебро или мир; черный узел – смерть; зеленый узел – хлеб; если узел не окрашен – число.
Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).
Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы.
Знакомство детей с историей возникновения способов хранения информации продолжается на следующих занятиях, на которых рассматривается история глиняных табличек, папируса и пергамента, а также собственного история возникновения бумажных книг.
Данный пример наглядно демонстрирует, насколько интересны и информативны могут быть занятия по данному курсу. Здесь происходит не только обогащение знаний учащихся о таком обычном, казалось бы предмете, как книга, но и развиваются навыки работы со справочной литературой, умение выделять нужную информацию и фиксировать ее, умения библиографического плана. В этом как раз и помогают ресурсы школьной библиотеки.
Информация о ообразовании:
Наглядность и компьютерные технологии
Во времена Коменского «наилучшими инструментами развития природных дарований» были книги. Сейчас на роль «наилучшего инструмента» начинает претендовать компьютер, в том числе в качестве средства обеспечения дидактической наглядности. Очевидно, с появлением компьютеров обучение стало более наглядным ...
Основные направления профориентационной работы
В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и кратко их охарактеризуем. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. 2. Профессиональная консультация. 3 ...
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем
дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...