Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Статьи по педагогике » Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся » Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Страница 5

Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо – пиктография.

Пиктография (лат.) – буквальный перевод «нарисованный», письмо рисунками. Передача какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы.

В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики.

Примером пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную символику и т.д. Ярким примером пиктографического письма является послание индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад.

«Основное содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя племен – направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, - знак единства их мыслей и чувств».

Узелковое письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое «узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.

Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение цветов: желтый узел – золото; белый узел – серебро или мир; черный узел – смерть; зеленый узел – хлеб; если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).

Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы.

Знакомство детей с историей возникновения способов хранения информации продолжается на следующих занятиях, на которых рассматривается история глиняных табличек, папируса и пергамента, а также собственного история возникновения бумажных книг.

Данный пример наглядно демонстрирует, насколько интересны и информативны могут быть занятия по данному курсу. Здесь происходит не только обогащение знаний учащихся о таком обычном, казалось бы предмете, как книга, но и развиваются навыки работы со справочной литературой, умение выделять нужную информацию и фиксировать ее, умения библиографического плана. В этом как раз и помогают ресурсы школьной библиотеки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Источники информации из окружающего мира
Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Качественные и расчетные задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Прои ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru