Каким бы не было интересным содержание учебного материала. Если учащиеся не вовлечен в активную учебную деятельность, у них не развивается стойкий сознательный интерес. Именно познавательная деятельность является один из стимулов формирования и развития познавательных интересов. Н формированию познавательного интереса в процессе учебной деятельности способствует овладение общеучебными умениями : работы с книгой, планированием, самоконтроля и т.п. Познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности, в свою очередь, обучение приемов умственной работы является важным источником формирования познавательной интересов. Медлительность в учебной работе определяется чаще всего не особенностями нервной системы, а положительным или отрицательным отношением к процессу деятельности или слабым развитием обшетрудовых умений. Увеличение темпа работы может служить одним из критериев развития познавательного интереса учащихся. Зависимость познавательного интереса от операционной стороны обучения обнаруживается в динамике учебного процесса. Установлено, что при переходе к изучению новой темы уровень овладевания уже приобретенными умениями у учащихся снижается, ослабляется интерес. Нужны систематическое напряжение и усилия в выравнивании операционной стоны для поддержки положительной мотивации учения.
Вооружение познавательными умениями способствует развитию и укреплению интереса, если планируется не только подлежащий изучению материал, но и способы учебной деятельности, которыми учащиеся должен овладеть, и объяснятся, значимость для учащегося формируются умения: если учащиеся систематически совершенствуют свои умения. Отработка и закрепление их происходит во фронтальной и индивидуально-групповой работе. Одним из способов побуждения учащихся к познанию учебного материала является создание определенных приемов психического состояния, при котором у учащихся возникает интерес к информации. Сообщаемой преподавателем, ввести учащихся в такое состояние интеллектуального напряжения, вызывающее потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу- значить создать проблемную ситуацию. Эффективен с точки зрения формирования интереса прием поставок перед учащимся проблемных вопросов, для решения которых необходимо использовать определенные знания теорий, законов и следствий из них. Вызывает интерес и выполнение лабораторно- практических работ исследовательского характера, использование в обучении компьютеров, электрифицированных схем, магнитных досок, плакатов с обобщением схемами и опорными сигналами, других новых средств наглядности, технических средств обучения, тренажеров. Заинтересованность вызывает у учащихся и работа с пособиями, которые изготовлены ими или их товарищами.
Большое значение для развития интереса имеет коллективная учебно-познавательная деятельность. Практика показывает, что, преподаватели разрабатывая планы уроков, ориентируются в основном на « среднего учащегося. При этом теряют интерес к занятиям « слабые» учащиеся. Которые не успевают за общим передвижением группы, и «сильные» которые попросту скучают. Между тем именно в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности формируются познавательные интересы. Самостоятельность, активность, умения и навыки учебного труда. При этом коллективная работа воспитывает у учащихся социальные мотивы учения. Чувство ответственности и коллективизм. Творческие отношение к делу, коллективная деятельность может быть разнообразной 6 одновременная работа всех учащихся, направленная на достижение общей цели. Работа в парах, групповая и межгрупповая работа, фронтально-коллективная деятельность.
Бригадная форма обучения на уроках общетехнических и специальных предметов используется чаще всего при выполнении лабораторно- практических работ. Группа делится на небольшие бригады по 4 человека в каждой. Один из членов бригады, обычно более сильный учащийся, назначается бригадиром, для руководства работай. Урок, включающей работу в бригадах имеет следующую структуру: постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы в группе, раздача дидактического материала. Дидактический материал для бригады состоит из двух частей : карточка- задание бригадиру ; карточка- задание для членов бригады. Бригадир получает обе карточки –задания. В первой из них указаны цели и пр проведения работы, организационные действия бригадира(проверить правильность выполнения домашнего задания, задать вопросы учащимся, распределить обязанности членов бригады для выполнения работы и т.д.). во – второй –план работы, индивидуальные задания каждому члену бригады, домашнее задание.
Информация о ообразовании:
Педагогический такт как компонент творчества учителя
педагогический такт гуманистический учитель Ещё А.С. Макаренко охарактеризовал педагогический акт, как творчество учителя. И как любое творчество отличается от монотонной и однообразной, ремесленной работы своей ситуативностью, алертностью в реагировании на непредсказуемые сложные обстоятельства, т ...
Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...
Описание психодиагностического эксперимента
Первый этап исследование стиля межличностных отношений проводилось в 2007 году студенткой кафедры «Психология» ИАТЭ. Данную группу обследовали три раза: Номер обследования Дата обследования 1. 2. 3. Сентябрь 2007 Май 2008 Октябрь 2008 Второй этап исследования проводился 21октября 2008 года. В обсле ...